Славянское Язычество - история, культура, философия, литература, поэзия, фото-, ...



Песнь о Волхвах




Предисловие

Уж ты гой еси, Велес-Батюшка,
Уж ты гой еси, Вещий Боже наш!
Ты дозволь-то нам слово молвити,
Слово молвити - кощун творити!
Ты дозволь-то нам спеть про Старину,
Спеть про Старину - про Старинушку;
Вразуми ты нас, своих детушек,
Научи ты нас Слову Вещему!
Укажи ты нам Стезю Древнюю,
Стезю Древнюю - Стезю Правую,
Коей Предки шли наши славные,
Коей нам идти заповедали!
Укрепи ты нас своей Силою
Дабы выстоять в рати с Кривдою,
Дабы вновь цвела Земля Русская
Да не умерла Память Древняя!
Слава!
...Из далеких далей, из седой старины, из давно минувших веков - доносится до нас зов Предков наших, и всплывают вдруг в памяти, будто бы из ниоткуда, давно позабытые всеми образы, и рвется из груди Сердце, летит соколом ясным в лазоревую высь - туда, где гонит Вещий Бог свои волохатые стада, где бьет молотом о наковальню, высекая золотые искры, Небесный Кузнец, где бьется-ратится со черным врагом златоусый воин, где ослепительным светом блещет Златой Чертог, отражаясь в бездонных Хлябях Небесных, по которым плывет коноголовая ладья огнекудрого бога... И тогда мы, позабывшие запах свежескошенной травы и вкус свежевыпеченного хлеба, безмолвный глас, замершего в предутренней дымке, сырого леса и звонкий клич разудалых боевых мечей, тепло трепетного живого Огня и прозрачность чистой родниковой Воды - позабывшие, где Верх, а где Низ, где Право, а где Лево - начинаем заново восстанавливать, искаженную омертвляющей технократией и безудержным "потребительством", Картину Мира, утраченный Лад и расколотых самих себя. Мы начинаем, духовно прозревая, заново открывать для себя извечные "детские" истины, ища пути преодоления своей "взрослой" отчужденности от ВсеЖивой Матери-Природы, к достижению которой мы так стремились и которой так гордились еще совсем недавно. И мы выходим из своих, искусственно построенных, каменных лабиринтов и идем босиком по упругой траве, по шершавой листве, по сыпучему песку, по цветочному ковру - навстречу рассветному солнцу нового дня - идем, чтобы найти, обрести, исцелить, возвратить, возродить - то единственное, что принадлежит нам - каждому из нас - самого себя... Видишь - там, вдалеке, почти у самого виднокрая, идут-бредут, о посохи опираясь, двое странников - двое калик перехожих? Приглядись внимательнее: возможно, один из них - ТЫ САМ...

(Предисловие писано волхвом Велеславом в месяц березозол (март) лета '01 от н.х.л.)


Вступительное слово волхва Велимира

Текст "Песни..." возник неожиданно во время путешествия в верховья реки Мезени Велимира (Н.Н.Сперанского) и Добромира (М.Васильева) в 1995 году.
В основу текста легли реальные события и легенды верховьев Мезени. Так, легенда о Глоте рассказывается в селе Глотово как истинная быль. Есть люди, которые своими глазами видели кости Глота. История о том, как охотники варили ворону и услыхали, как пуля попала в глухаря - также подлинная история. Автор "Песни..." действительно брел берегами Мезени - действительно он познал, что есть таежный гнус, действительно парился в бане, действительно плыл на зырянском байдаре, его пути действительно пересекались со звериными тропами, действительно он встречался с охотником, что ходит в верховья Мезени за пушниной и всю зиму живет там - среди леса в охотничьем доме. Также есть река Ирва, и там его встречала опертая на две палки старуха. Действительно есть и Камышь-река, и многое другое, о чем повествует песня. Благодаря всему этому, песня и родилась сама на берегу Мезени во время дневки. Для ее записи понадобилось очень не много фантазии и короткий отдых. К сожалению (или к счастью) такие вещи не появляются в кабинете, в условиях размеренной городской жизни...



Песнь о Волхвах


Слово Первое

...По Мезень-реке, по песчаному берегу, идут-бредут двое волхвов. Многие пути ими пройдены. Поистерлись, поубавились их посохи. Пораспались сапоги кожаные. Долго идут они с Севера... Посылал их старый волхов-дед, говорил им слова заветные:
— Накатила на Русь туча черная, туча черная - крестом рожденная. И нигде спасения-то нам нетути, а осталося всего три дороженьки. Как по первой-то пойдешь, так и крестишься, и предашь-продашь тогда Веру Прадедов. Веру Прадедов предашь - Память Древнюю, что хранила и хранит Землю Русскую. Прост, но страшен, путь сей предательский! Не взойдет тогда уж Солнышко Ясное, не взрастит тогда Земля наша колоса...
В светлый Новоград - вторая дороженька. Проречете там вы слово правдивое, да сожгут вас за то в срубе, во тесовом, у Софии на дворе для вас слаженном . Глупый люд над вами вволю потешится, вы же оба пропадете бессмысленно - не подымутся на бунт люди Русские... Вам дороги эти обе заказаны - не осталось на Руси больше волховов... Остается вам лишь третья дороженька...
Долго, долго вы ко мне добиралися, а теперь сюда идут слуги бесовы . Стар я стал, податься больше мне некуда. У дождя, у дерев я прошу силушки, а без них-то быть давно бы мне в Ирии... Возлагаю я на вас дело тяжкое! Дело тяжкое, но все ж неизбежное. Говорил мне еще прадед мой в юности, что, де, тамо, куда крест не дотянется, сохранится-то и Силушка Древняя - вся в камнях гранитных-красных удержится.
На Востоке да на полунощи - кряж великий с каменьями красными; там не быть кресту окаянному! Долог, труден путь к камню красному, камню красному - камню заветному. Думал я, что иду к нему правильно, но ошибся - подался к полунощи. Кряж искать теперь вам Доля выпала... Одевали волхвы рубахи белые, подымалися на высокий холм. Приносили сучья дубовые, зажигали Огнь древним огнивом - ввысь летело пламя священное! Кланялись они Огню свежим хлебушком, хлебушком да молоком белой турицы, и просили Деда-Бога им знак подать - указать дорогу к камню заветному. И услышали они Слово Вещее, всем им сразу в души запавшее. Как зерно оно упало из Ирия, озарило души их Светом Солнечным. Говорил Дед-Бог своим внукам так: "Из Тиманского камня гранитного вытекает Мезень-река великая. Там лежит камень красный - огненный. Как расколется камень огненный - возвратится к вам Память Древняя, и очнутся от сна глубокого все народы, большие и малые, но века минуют до этого!"
Призадумались волхвы, опечалились, что не им разбить камень огненный, собрали сумы, взяли посохи, со старейшим волхвом простилися и пошли искать Мезень-реку ту...
Велика ты, река Мезень! Берегами твоими стоят сосны могучие, ели темные, а к воде самой выходят звери невиданные, страшные - на большие отмели песчаные. Привольно течешь ты, Мезень, среди лесов хвойных. То всадники скачут твоими берегами, то кони свободно пасутся у пашен. Раздольна ты, река Мезень! Идут по тебе струги разбойничьи, байдары зырянские. Сидят в них люди молчаливые, глядят в воды твои темные... Здесь лежит страна древняя - Биармия. Страна древняя - зачарованная... Идут-бредут волхвы берегом, обступают их леса высокие. Глядь - под высоким берегом на сваях стоит изба банная. Носит воду в ту избу дева белая. Дева белая - зырянка красная. Уж она носит-носит - никак не наносит воды по берегу пологому, светлой галькой покрытому. А с крутого берега зеленого ведут к избе той бревна скользкие. Издали видать баню черную.
Говорит младший волхов старшему:
— Хорошо бы в баньке попариться, отдохнуть от дорожной усталости, от комариных укусов поизбавиться. Да страшна уж больно баня высокая. Колдовством, видать, великим охвачена. Много лиха и добра здесь намешано. Не пройти ли стороной баню черную? Хотя, посох мой ведет к ней прямехонько.
Отвечает старший волхов волхву младшему:
— Вывели нас посохи правильно; для нас, верно, эта баня и ставлена, да не просто так, а с некой задумкою. Сгинуть в бане этой всяк может запросто. Коль сумел войти - сумей и попариться, а попарился - сумей тогда выбраться. И иного-то пути нам не дадено, не допустят нас тогда камни красные - по дороге пропадем, как и не были. Испытание нас ждет здесь великое - не поддаться колдовству Биармийскому!
Вот вошли волхвы в баню по бревнышкам. Первый ковш за дверь плеснули - на Землю ту, а второй - плеснули в печь, жаром жаркую. Зашипела печь тогда по-змеиному, зашипела да назад пар отринула. Поскидали волхвы ветху одежу всю, посымали сапоги поизношенны. Разбросали травы заговоренные да в одних-то поясах и осталися. Славу вознесли Роду Самому, кинули за дверь лыка старого . Да и начали там мыться да париться...
Парятся волхвы в бане и того не ведают, что над Мезенью-рекой - века текут...


Слово Второе

О Мезень, река великая! Давно уж так ведется: много дней охотник к верховьям твоим подбирается; там берет он зверя и рыбу - в меру; там живет он в избе целую зиму, а весной по разливу плывет вниз, в село свое Глотово...
Сорок лет назад, еще в юности, когда жил охотник в доме отческом, победил он Глота - чудище Мезеньское. О том, откуда взялось в реке чудище, старики в ту пору сказывали следующее. Однажды, де, задрожала вдруг Земля и замерла, и повалился с церкви крест в Мезень-реку. От того креста круги пошли, вода забурлила, забулькала, с пеной да с илом замутилася, и обернулся крест Глотом-чудищем. Поселился он в омуте, у Ирвы-реки, притока Мезеньского. Ел телят и людей, ничем не брезговал. Приходил конь испить воды на берег - откусывал Глот коню тому голову...
Собрались отец с сыном Глота извести. Обернулся сын теленком да пошел к водопою. Только подошел - ухватил его Глот за ноги. И не успел отец поднять копье тяжелое, как проглотил теленка Глот-чудище! В брюхе его сын телячью шкуру-то скинул, нож вострый выхватил - распорол брюхо Глота наотмашь! Испустил тут дух Глот... Долго еще после ребрами его сельчане стога свои на полях подпирали да ребят малых рассказами о чудище пугали...
А вот другая история.
Пошли как-то раз охотники на ловы зимние, да не выпало им в ту пору удачи. Вот, сидят они в своей избушке и ведут такой разговор:
— Ведь у нас припасы все кончились, а из лесу всю дичь, знать, духи выгнали. Кто-то, видно, в селе об нас не так обмолвился, или, быть может, лесу мы не понравились - преступили в чем законы древние? Лишь одни вороны вокруг каркают. Не дойти нам до дому - больно голодно. Разве что, сварим ворону, да набьем животы свои ее мясом нечистым?
Вот сварили они ворону, сидят - на котел глядят, морщатся. А охотник, что брюхо Глота распарывал, молча взял ружье да и вышел вон. Идет он по лесу из последних сил. Вдруг видит - глухарь сидит на дереве. Не успел он и ружья вскинуть, как взлетел глухарь, снег с ветвей стряхнул да скрылся в хвое еловой, будто его и не было. Опечалился охотник. Стал отца вспоминать с матерью, деда помянул, и прадеда, и Ямолу - Богиню Древнюю:
— Ты скажи, Ямола, Богиня наша, помирать ли нам тут от голода? Не ворону же есть нечистую! Только сказал так, глядь - опять сидит глухарь на дереве. Притаился охотник, выстрелил... На зимовье услыхали охотники, как стреляло ружье, да как ударила пуля в птицу тяжелую. Вздрогнули, на ворону в котле глядеть бросили, побежали в лес по следу охотничьему, а навстречу им - охотник с птицею! Говорит слова им чудные:
— Мне велела Матерь наша Ямола подыматься по Мезень-реке, рубить зимовища, чтоб оттуда брать соболя черного! Кто пойдет со мной по Мезень-реке?
Крепко тут охотники призадумались, призадумались и ответили:
— Видно, ты хоть и моложе, да удачливей нас. Так иди, куда тебе Боги сказывают; мы же пойдем ко домам своим...
Так и ушел охотник один на Мезень-реку...


Слово Третье

...Из домов старых, разваленных - выходила старуха дряхлая, о две палки опертая, в красно платье обряженная, в меховые сапоги обутая. Подходили к ней внуки-правнуки. Подходили - такой разговор заводили:
— Ты скажи нам, поведай, бабушка, про житье-бытье про старинное! На Ирве-реке ты всю жизнь живешь. Расскажи, что здесь было издревле? Кто легенды, сказки здесь сказывал? Кто дома рубил, лодки выстругивал?
Отвечала им бабка старая:
— Уж умом-то я стала скудная... Тута - жизнь моя прошла, длинная; тута - все мои свадьбы играны. Тута - дети мои и внуки; тут - мужья мои и подруги... Только, немочно помнить слова мне древние... Умерла, растеклась здесь сила великая, будто в воду речную-проточную канула... Здесь трудов на многие жизни положено, да никто, видать, не помнит того уже...
Раз, явилась ко мне Дева белая. Дева белая - лицом грустная. Хоть и юная, да печальная. Говорила она гласом медленным:
— Ты зырянка старая, древняя! Время все твое уж исчерпано. Все ушли уж твои ровесники. Выбирай, чего тебе хочется: или ты умрешь вместе с песнями, со своими Богами, нравами, или память возьму твою ясную на Восток - туда, в камни Тиманские!
Стало жалко мне тогда себя, старую. Осмотрела я село свое древнее. "Забирай же, - говорю, - мои тяготы, что приходят в ночи думами грустными, в невозвратную зовут мою молодость!" Тут подула на меня Дева белая - охватило меня всю зимним холодом! И умчалася она с моей памятью на Тиманский Кряж, за камни за красные. Лишь сказала, что охотник, де, в будущем доберется до скалы красной, каменной; разобьет ее своею он палицей - брызнут пламенем на мох камни жгучие! И вернется ко мне вмиг память ясная, но и смерть за ней придет неминучая...
Проносились над Землей века долгие, утекали, словно воды Мезеньские. И однажды поднялся к камню красному тот охотник, что рассек Глота-чудище. Захотел он испытать мощь гранитную - на груди своей носить теплый камушек. Размахнулся и ударил он палицей - огнем брызнули на мох камни красные! Взял он тот, что приглянулся всех более, и отправился своею дорогою. Он не понял ничего, что случилося. А случилося-то - чудо великое: почалася заря времени нового, да не всякому узреть то дано было...
На реке Ирве тут бабка заохала:
— Вы сойдитеся ко мне, внуки милые! Час приходит мне идти вслед за Предками - Память Древняя ко мне возвратилася!
Как сходилися все внуки да правнуки - слушать бабку свою старую, Вещую. С утра сказывала бабка до вечера - сказы древние о дедах да прадедах. Обо всех - до Ямолы, Мудрой Матери, ведь она ей правнучкой приходилася!
— Вы идите, мои внуки да правнуки, Путем Древним прямо к самому Северу! Вы идите туда, где оленей пасут, где шаманы в свои звонкие бубны бьют! Научитесь там тому, что превыше слов! Знала то все наша чудь заволочская...
Обещали-клялися внуки-правнуки научиться Знанью Древнего Севера, и на том их бабка покинула - отошла во Светлый Мир к своим Пращурам...
Напоследок завещала-то старая:
— Вы пойдите-ка туда, внуки-правнуки, где Камыш-река с Мезенью встречаются. Отыщите там, у самого берега, баню черную, на сваях стоящую. Я носила туда воду по юности; было, помню, там село мое в давности...
Пошли внуки по Мезень-реке к Северу. Да напротив устья Камыш-реки не село бабкино, бор стоит елей столетних. Среди тех елей баня виднеется - чуть не вся в песке утоплена. И выходят из нее два белых волхова, оба - древние старцы крепкие. Ясны очи их, светлы лики, и одежды на них чистые, новые, вышитые узорами волшебными. А в руках не палки стертые, а резные волховские посохи. Поклонилися волхвам внуки бабкины. Поклонились и волхвы - как положено:
— Вы идите, - рекут, - как вам завещано: к Свету Севера - за Силою Древнею. Мы же - сами в Силе, что возвратилась к нам; нас назад - на Русь - ведут наши посохи!
Начинается теперь время новое. Подымается заря в Небе ясная. Возвращается на Русь Мудрость Древняя. Наполняет душу русскую радостью.
Перед нами - будто лес расступается, даже по воде идем - будто посуху! На спинах медвежьих мы едем по лесу, на крылах на птичьих мы летим во поле!
По Мезень-реке пошли волхвы к Западу, и на полнощь пошли внуки зырянские. Ждут их всех дела великие, славные; ждет их труд большой - свершения добрые!
Не гореть больше волхвам в срубах тесанных! Не лежать больше Руси во тени креста! Возродится на Руси Веда Древняя, сокрушится черный враг! И да будет так!




   авторство :

Обретено и записано в лето '95 от н.х.л.
волхвом  общины Коляда Вятичей  Велимиром,
что ходил к верховьям реки Мезени, на реку Ирву
за Словом Мудрости Древней
со своим учеником Добромиром.

Пересказано с незначительными изменениями
и дополнено предисловием - в лето '00 от н.х.л. -
волхвом  общины Родолюбие  Велеславом
во славу Родных Богов, общей пользы для.





Рассылки Subscribe.Ru
Подписаться на рассылку
Союза Славянских Общин Славянской Родной Веры



       Вопросы по языческой тематике можно задать на форуме , специально созданном для общения интересующихся язычеством: "Форум Русской Народной Веры". Владелец ресурса "Славянское Язычество" не занимается благотворительностью по части советов и ответов.


       Ресурс "Славянское Язычество" периодически пополняется материалами. Все желающие могут принимать в этом участие, высылая по адресу kradaveles@mail.ru  тематические статьи и стихи собственного или стороннего авторства, а также фотоизображения языческих праздников.


Перепечатка материалов без согласования с авторами — запрещена.
Дублирование фотоизображений без согласования с авторами — запрещено.


HTML-код — для желающих поставить ССЫЛКУ на ресурс "Славянское Язычество".

Славянское Язычество - 468x60 banner

Организуется Московская Славянская Община "Путь Велеса".
Принимаются Славяне, - мужчины и женщины, ставящие во главу
языческо-родноверческого движения прежде всего Веру.
В сети появился форум общины.


Авторы ресурса   paganism.ru :
   c 1999 г. по 2003 г.  
Ярослав Добролюбов,
   c 2003 г.   Крада Велес (Волкова Ирина).







Дружественные ресурсы:


Екатеринбургская община Сварожич Концептуальная Партия Единение Партия Воля Славянское Язычество, - сайт создан в 1999 году, - старейший и крупнейший в сети Языческий ресурс, с 2010 года сайт работает в формате Родноверческой энциклопедии на движке википедии. Официальный сайт Русской Народной Веры. Его цель - восстановление и распространение древней исконной Веры славян, отстаивание Родовых веданий, борьба с чужеродными влияниями. Освещает новости Славянского движения Руси и Европы, страницы Славянской истории, проблемы Родной Веры, расологии, политики и культуры. Орден Велес - Ведовство, Колдовство, Целительство. Московская Школа Гипноза - сайт известного гипнолога Геннадия Гончарова. Фотографии сеансов массового гипноза, конкурса Лучшие Экстрасенсы Мира, проходившего в Японии и выигранного Геннадием Гончаровым. Магазин товаров для Родноверов

Форум Родноверов