Славянское Язычество - история, культура, философия, литература, поэзия, фото-, ...



Ваза в парковой архитектуре

Одной из наиболее актуальных проблем современной монументально-декоративной керамики стала проблема использования ее в «общественном интерьере» города: в парках, садах, скверах и особенно при озеленении внутриквартальных пространств. Богатые декоративные возможности керамики, ее прочность, устойчивость против атмосферных воздействий все более и более привлекает внимание архитекторов и художников, работающих в области «зеленой архитектуры». Мы пока еще не можем говорить о сложившихся принципах композиции садовой монументально-декоративной керамики. Совсем недавно начали появляться среди зелени садов и парков керамические вазы и скульптуры. Но за короткий срок накоплен опыт, заслуживающий внимательного изучения. Художники идут разными путями, пробуют различные композиционные приемы, стремясь отыскать наиболее правильные.

Какой должна быть керамическая ваза в саду? Мы привыкли к вазам небольшим, издавна ставшим обязательной принадлежностью интерьера. Выходя из помещения на открытое пространство площади, сквера, парка, ваза прежде всего увеличивается в размерах, для того чтобы не затеряться среди больших просторов, в окружении крупных объемов. Но большая парковая ваза относится уже к архитектуре малых форм. Следовательно, она должна обладать отчетливо выявленной архитектоникой построения.

Однако большие размеры еще не делают вазу монументальной. А ведь и сейчас зачастую разницу между садовой вазой и маленьким сосудом видят именно в размерах.

Интересны формы садовой керамики — круглых, преимущественно терракотовых сосудов, расставленных среди зелени, на открытых террасах и лестницах. Прототипы их восходят к фракийским образцам, найденным в древних болгарских поселениях. Архитекторы сняли с них копии, увеличили и пустили в отливку. Масштабное увеличение старинных форм ваз и кувшинов придало им современное звучание.

Стоит ли поощрять такой механический прием создания парковой керамики, даже если это сулит какие-то экономические выгоды? Парковая ваза — это не увеличенный кувшин. У них разная природа, а следовательно, и композиция их должна быть разной.

Вазы могут стоять на газоне, на террасе, на замощенной площадке и среди травы, могут оказаться на фоне стены дома и на фоне горного рельефа. В каждом случае точно определяются характер вазы, ее размер, способы установки. В вазы, стоящие на газоне, не рекомендуется помещать цветы и декоративные растения, так как они сами находятся на фоне живой природы. Но в вазах, поставленных на фоне стены, вполне могут быть растения. От местоположения вазы зависит ее цветовое и пластическое решение. Если ваза находится на газоне с яркой зеленью, рядом с пестрыми цветами, то ее не рекомендуется окрашивать интенсивными по цвету глазурями, чтобы не создавать цветовой перегрузки.

Известно, что в окружении природы лучше выглядят простые, а не вычурные и богато декорированные объемы. Но чрезмерный лаконизм может привести к сухости, к потере масштабности. Пластика вазы должна быть достаточно выразительной, чтобы своеобразие формы ее не потерялось при рассматривании с далеких расстояний.

Форма большой парковой вазы в значительной степени определяется конструкцией, которая должна быть очень прочной, способной выдерживать нагрузки в сыром виде, при сушке и обжиге. Стенки такой вазы обычно довольно толстые, и вес ее доходит до 150 кг. Если же ваза не прочна, то перевезти ее из керамической мастерской до места установки бывает чрезвычайно трудно.

Садовая керамика все время находится под открытым небом. Она не должна бояться ни жары, ни мороза, ни дождя. Этим требованиям лучше всего отвечает керамика высокого обжига, с хорошо спекшимся, плотным малопористым черепком — так называемая «каменная масса»!

Совершенное знание технологии и особенностей восприятия садовой керамики  обязательно для  художника.