Славянское Язычество - история, культура, философия, литература, поэзия, фото-, ...



Урядник :
Уряд Потворный, Уряд Обрядный, Уряд Братчинный




Богам Родным - вовек слава,
А нам - хвала по делам!
Слава!


АЗ)  Уряд Потворный


АЗ)   Потвора - суть всякому действу основа, как великому, так и малому. По ней внутренняя природа и подлинный нрав всякого человека познаются. Ибо не тот велик, кто на самом обряде сладкогласием либо чем иным блещет, но тот, кто дрова ко будущему Огню несет так, будто сие действо его и есть наивеличайшее таинство и служба Богам, хотя и сокрыто от глаз досужих оно. Поистине, подготовка к обряду есть не отдельное действо, но неотъемлемая самого обряда часть и прочная основа его. Ибо какова подготовка, таков и настрой, а каков настрой, таков и обряд. Честной же труд совместный во славу Божскую, рекут Мудрые, людей пуще обрядов иных сплачивает, ибо в действе сем человек Богам Родным со-Творцом - потворником верным становится, Правду Божскую не словом, но делом своим утверждая.

БУКИ)   Потвора не исчерпывается одной лишь подготовкой к обряду. Она не только лишь предшествует ему, но и неотрывно вплетается в само обрядовое действо, требуя ото всех участников ведания должного ряда. О ряде сем будет сказано далее.

ВЕДИ)   Первое действо потворное, творимое по прибытии на место, где обряду надлежит вестись, суть сего места должное приготовление. Оное включает в себя: во-первых, очищение места от всякого наносного сора и вещей, пребывание коих на месте проведения обряда представляется неуместным (особенно сие необходимо в случаях, когда за данным местом не осуществляется необходимый непрерывный надзор); во-вторых, устранение природных препятствий для проведения обряда - посредством таких действ, как утаптывание снега зимой, частичное подкашивание травы летом и прочих; в-третьих, восстановление, по мере необходимости, капищной ограды либо борозд, отделяющих капище от требища, а также - обозначающих границы самого требища, иже творится жрецами.

ГЛАГОЛЬ)   Если обрядовое действо предполагает пребывание не месте более одного дня в условиях походного лагеря, то расположение сего лагеря должно быть согласовано со жрецами, кои будут проводить обряд, дабы хозяйственная часть не пересекалась с требищем, и уж тем паче - с капищем. Ибо нечестие пред Богами есть - костер бытовой в одном кругу с Жертвенным Огнем утверждать, а требище Богово - походной утварью загромождать.

ДОБРО)   Когда место приготовлено, следует приступить к подготовке хозяйственной части будущего действа. Жрецам должно начинать готовить капище, вывешивать хоругви, приводить в порядок обрядную утварь и приготовлять иные вещи, для грядущего обряда особливо необходимые. Мужской половине остальных участников должно озаботиться дровами для Огня, установкой скамей для братчины и прочими подобными делами, смотря по необходимости. Женщинам да девам должно заняться будущим столом да иными мелкими хозяйственными нуждами. На отдельного хранильника возлагается обязанность изготовить факелы для возжигания Огня и приготовить сухую щепу в достаточном количестве, дабы не возникло срамной мешкоты да неприглядной проволочки пред Ликами Божскими, когда жрецам срок придет Огнь Священный во славу их возжигать.

ЕСТЬ)   Прежде чем начать складывать сам обрядный Костер, мужам следует облачиться в праздничные одежды (хотя бы одеть обрядные рубахи) и согласовать со жрецами, каким он должен быть: большим (как летом) или малым (как зимой); выложенным в виде крады (как на Поминовение Дедов) или в виде клина, устремленного в Небо (как на Купалу), и т.п. Костер следует складывать чинно, без излишней суеты, не ведя пустых разговоров и с соответствующим душевным настроем.

ЖИВЕТЕ)   Находясь в пределах капища либо требища, не следует сквернословить, курить, потреблять хмельное (кроме как в общем кругу - во славу Богов), втыкать мечи и ножи в Землю, плевать на Землю, либо в Огнь, либо на Огневище - то место, где Огню надлежит быть во время обряда, заходить без особой нужды в капище, маять без дела руками Чуры Богов и священную утварь, срамно дурачиться и шуметь всуе, поминать чужебесие и всякое непотребство, справлять нужду, устраивать потасовки и т.п. Также желательно избегать сего и в мирской жизни, дабы не уподобляться иным лицемерам и двурушникам, чья недостойная суть зело разнится с обликом их благолепным.

ЗЕЛО)   Не следует никому заходить на капище без земного поклона, а также - перепрыгивая через ограду, ибо не блюдущий Обители Божской на Земле, не блюдет ее и в Сердце своем.

ЗЕМЛЯ)   Жрецам следует поститься до начала обряда не менее 24 часов. Остальным же сие - хотя и желательно, но не обязательно.

ИЖЕ)   К началу обряда факела и вся необходимая утварь, для действа необходимая, а также требные Хлебы, положенные на рушники, должны уже находиться на изготовке, дабы не искать и не готовить их в самый последний миг перед выносом.

И)   К началу обрядового действа все участники должны быть облачены в подобающую славянскую одежду, должны знать общий ход действа и обладать соответствующим ему душевным настроем. Всякий, вовлеченный в мысли о суетном, да не взойдет во требище Богово!

КАКО)   На обряде следует стоять, общего коло самочинно не разрывая, на себя всеобщее внимание без дела не отвлекая - Богов Родных да сородичей своих уважая. Маяту пустую отринув, каждому из участников следует черную злобу в Сердце ни на кого не таить, всуе от себя не вещать, но Богам всем Сердцем внимать. Всякий, кто Сердцем черен, рассудком взбаламошен да на язык невоздержан, да не взойдет во требище Богово!



БУКИ)  Уряд Обрядный


АЗ)   Цель всякого обряда, с-Правно (то есть с Правдой - по Прави) творимого, поистине суть: Силу Божскую призвать, смертное со Несмертным соединить - дабы человекам в Божское облечься, Ладом Всемирья Сердца свои исполнив. Творится же сей обряд в триединстве Ума, Мощи и Плоти, подвигаемых Собью - Духом Родовым (АЗ ЕСМЬ), от веку сущим во Сердце человечьем, коему дано Небо и Землю во Прави единить. Сие же, вообще, не токмо об обряде, но и обо всяком ином действе сказать можно, ибо все, к чему человек Сердца своего не приложит, то одной лишь пустой маятой для него обернется и Кривды никак не превозможет. Ну а коли Кривда человека в свои сети уловит, то никто уж его из плена сего не вызволит, разве что сам он Сердце свое Правью Божской восполымит да крепи узилища своего, с Божской помощью, разверзнет да опрокинет.

БУКИ)   Творится обряд с-Правный в подобающем, чистом ото всякой скверны, месте и в надлежащее время, кое ведомо людям Вещим. Небесных Светлых Богов хорошо славить во светлый день с высоких холмов. Темных Богов Подземья уместно чтить во пору нощную во низинах, недалеко от воды (озера, реки либо иного какого водоема). Велеса хорошо славить на опушке леса либо на поляне - не на самой высоте, но и не в самом низу. Коляду хорошо отмечать во своем дому да во тесном кругу. Купалу - на поле широком, где раздольно чрез Огнь скакать; во лесу густом, где любо в нощи Жар-Цвет искать; да на берегу высоком, где лепо по утру Солнце встречать. Равноденствия, когда дни нощам ровны, хорошо на равнинах же и встречать. На Масленицу хорошо с вершин холмов - Ярилиных Плешей, с коих снег сошел, Весну-Красну закликать. На своей ниве родовой - хорошо по весне Землю отмыкать, требы Богам Родным принося; а по осени за Урожай Добрый - на ней же Богов и благодарить, славы им вознося. Хорошо Перуна славить у Дуба, а Рожаниц - у воды. Хорошо Макоше-Матушке приносить земные плоды, а ветви ивовые - избирать для волшбы. Хорошо Сварога-Батюшку славить, Молотом о Камень бия. Хорошо Деву-Лелю кликать, наземь воду лия. Хорошо на Масленицу Солнце блинами чтить. Хорошо на Ярилу хмельное пить. Хорошо Ящеру в воду Хлебы бросать. Хорошо Морозу на Корочун кутью давать. Хорошо Дедов-Предков тризной чтить. Хорошо, живя, Правду не забыть!

ВЕДИ)   Хорошо Солнцевороты и Равноденствия отмечать строго по Солнцу, ожидая, когда оно "на воробьиный скок" вперед перейдет. Хорошо Природные Святодни отмечать не по числам, а по Природе, коя, в деле своем, порой, отстанет, а порой, и вперед уйдет. Хорошо наблюдать движение Луны в нощи, но еще лучше - за Солнцем Красным следовать, стези земные свои по нему правя.

ГЛАГОЛЬ)   Рекут Мудрые: Коло Года походит на коло дня; коло же дня походит на коло жизни человечьей. Поистине, весна, удел Млада-Ярилы да Лели-Девы, суть Юность или Утро Года. Лето, удел Перуна да Лады, суть Зрелость или День Года. Осень, удел Велеса да Макоши, суть Старость или Вечер Года. Зима же, удел Мороза да Мары, суть Нощь Года - пора, не только приносящая Смерть, но и знаменующая грядущее Возрождение. Каждую весну Отец-Небо отмыкает-оплодотворяет Мать-Землю, соединяясь с нею, чтобы через девять месяцев, на Коляду, когда умирает старый Год и рождается Новый, родилось Новое Солнце - завертелось Новое Коло Годовое. Тако ведают Мудрые. Простой же народ полагает иначе: Небо с Землею сходятся на Купалу, потому и Год новый нарождается лишь весной - на Равноденствие, по прошествии девяти месяцев.

ДОБРО)   Помимо обрядов, на лоне Природы свершаемых - в местах, где Силы Богов Родных особым образом явлены, и где людьми Вещими, сие истинно ведавшими, капища от веку ставлены - творятся обряды и в родном дому: во Красном Куту. Но о сем не здесь, но в другом месте речь поведем.

ЕСТЬ)   Рекут Мудрые: всякий обряд с-Правный, во Яви Земной воплощение свое имеющий, не в суете мирской-внешней, но в Сердце Пламенном-Вещем истинное Начало свое берет. Ибо Сердце человечье - подлинный Алатырь-Камень - неисточимая основа нашего Капища Внутреннего-Нетленного суть, и несть капища главнее и тверже оного!

ЖИВЕТЕ)   Когда все приготовления закончены, и приходит срок начинать действо обрядовое, оповещают о нем жрецы, в роги трубя, в позвонцы звеня да в кобены-бубны свои бия, созывая троекратно всех участников на требище. По зову их все собираются, становясь в коло либо полуколо - смотря по тому, как устроено капище. Мешкать со сборами тут никому негоже, ибо сие - хула на Богов Родных, а сородичам - неуважение.

ЗЕЛО)   Волхв либо кто иной из людей сведущих напоминает собравшимся о сути и особенностях предстоящего действа, если в сем есть нужда (например, если среди участников присутствует много гостей либо новообращенных).

ЗЕМЛЯ)   Само обрядовое действо состоит, во-первых, из предварительного освящения места; во-вторых, из речения кощун волхвами; в-третьих, из возжигания Огня и зачина; в-четвертых, из славления - непосредственного обращения ко Богам, сопровождаемого принесением им положенной жертвы-требы; в-пятых, из принятия Силы Божской - круговой братины и, если это необходимо, хоровода; и в-шестых, из заключения - благодарения Родных Богов за Дары их. Последнему могут предшествовать особые обрядные игрища, такие как: бой Велеса с Зимой и оберег скота на Велесов День; сжигание чучелка Морены на Масленицу; приезд Ярилы на коне на Ярилин День и отмыкание-оплодотворение им Земли; русалочьи пляски в поле на Ляльник (Лельник); обход поля на Весеннее Макошье (День Земли); воинские бои на поминальной тризне - встрече Весенних Дедов; проводы русалок и похороны Ярилы, разыгрываемые в начале лета; многочисленные действа Купальской мистерии; обрядовые бои воинов на Перунов День; многочисленные действа, связанные со сбором Урожая, например, чествование Снопа Велеса; мистерия-охота на Небесных Лосих на День Рода и Рожаниц; благодарение Богов за Урожай на Осеннее Равноденствие - Таусень; замыкание Земли и Воды на Осеннее Макошье; поминальная тризна на проводах Осенних Дедов; окрутная мистерия на приход Зимы - День Мары-Морены; многочисленные действа Колядной мистерии, включающей в себя, среди прочего, жданки - легкую предварительную трапезу, приход Гостя из Нави, поход за Бадняком и принесение его Огню, славление Хорса, кормление Мороза кутьей и последующую окрутную мистерию; а также ряд других действ.

ИЖЕ)   Предварительное освящение места творится одной либо несколькими девами-обавницами, коих также может сопровождать волхв с бубном. Перво-наперво обавницы обходят все капище (большое коло-оберег), благословляя его зерном ярым - наговоренным. Рекут слова:

Чур-Чурило, стар-престар!
Ты сиди-сиди, посиживай,
Ты ходи-ходи, похаживай,
Ты гляди-гляди, поглядывай,
Всяко зло от нас отваживай!
Гой!

Вдругорядь обавницы обходят всех собравшихся (среднее коло-оберег), благословляя их ключевой наговоренной водой, сбрызгиваемой с березовых либо ивовых ветвей, кои окунаются в особую чарку, для действа сего изготовленную (в зимнее время вода заменяется наговоренным зерном). Рекут слова - во здравие Духа, души и плоти:

Здравы будьте -
От веку и до веку!
Примите Силу Божску!
Гой!

Затем обавницы, гремя в позвонцы, обходят Огневище (малое коло-оберег), простирая над ним длани. При сем волхв речет слова:

Коло-оберег -
Сорок сороков,
Трижды по сорок
Сорока дорог!
Огонь - перекрест,
Оберег - окрест!   [троекратно]

Гой!

Затем обращается к Чуру:

Чур-Чурило - стар-престар;
Стар-престар - Чурило-Чур!
Ты ходи-ходи о-Коло -
Ходи горе, ходи долу -
Зорко гляди, Коло святи;
Коло святи, Силу води;
Силу води, вихрем взмети;
Вихрем взмети, камнем пади;
Камнем пади, Коло мети;
Коло мети, Коло святи!
Не покини, не прогляди;
Не прогляди, не покини -
В Ино Морока отрини,
Мост на Небо перекини;
В обереже, Чуре, стани!
Сила Божска, буди с нами!   [троекратно]

Гой!

И)   Волхвы рекут кощуны по случаю свершаемого действа, повествуя былинным-старинным слогом о Деяниях Божских, кои к сему Святодню приурочены, например:

Как средь Моря-Окияна,
Да на Острове Буяне,
Лежит буй-то-богатырь -
Дивен Камень-Алатырь!
Кто к сему Камню придет -
Силу Божску обретет!
Мы к сему Камню пришли,
Мы и Силу обрели!
Гой!

Все собравшиеся сему внимают - о времени забывают, Слов Вещих не перебивая, в Сердцах своих связь Прошлого с Настоящим восстановляя.

КАКО)   Жрецы возжигают Священный Живой Огнь на Огневище, рекут слова:

Яр-Огонь, Батюшка!
Распери крыла,
Во сто зол - зола!
Огнебожья столб -
Пламени Престол!
Богов свят Удел,
Свету свет - предел!
Во Сварожье - СВА -
Слава! Гой!

Либо:

Яр-Огонь, Батюшка!
Воздень пламень свой,
Зачерни золой
Кудри златые,
Яр-Буй вознеси,
Коло высвети!
Яр-Огонь, жги-пали,
Небо золоти, Землю освети!
Даждь-Боже Доли
Во крыло соколье,
В силу-силушку,
В руду-живушку!
Гой еси, Огнь - не дым,
Не остынь, не покинь!
Стезю Прави -
Вовек славим!
Гой! Слава!

Затем жрец читает построчно слова заговора, а весь народ за ним построчно повторяет:

Батюшка ты, Яр-Огонь,
Всем еси огням Огонь!
Будь ты кроток,
Будь ты милостив!
Како жарок и пылок,
Како жжешь и палишь ты
Во чистом поле
Травы и муравы,
Чащи и трущобы,
У сырого дуба подземельныя коренья,
Тако и мы -
Молимся тебе, Коримся тебе!
Сожги-спали ты с ны
Все скорби и болезни,
Все страхи и переполохи!
Гой!

Либо:

Огнь-Батюшка, Славы Государь,
Славы Государь, Огнь-Батюшка!
Распери крыла, во сто зол - зола,
Во сто зол - зола, распери крыла!
Обожги перо, во сто крат - добро,
Во сто крат - добро, обожги перо!
По долу Огня - оберег меня,
Оберег меня - по долу Огня!
Гой!

После того, как Огнь разгорится, волхв, воздымая руки горе, речет Прославление Сварги:

Еси паче ума Престол,
Льющий Незримый Свет;
Божской великой Славы
Зрим мы Тайну Преславну,
Яко Огонь сияющу,
Паче чудес Земных -
Озаряющу да просвещающу,
Иже во Сварге Златой
От веку утверждена - еси СВА!
Яко Земля поутру
Красно убрана
Зорями светлыми,
Тако Славой украшена,
Правью Вышней возвышена
Сварга Златая -
Удел Богов Родных наших
Во Свете а Крепости Вышней!
Тако бысть, тако еси, тако буди!
Истинно, вовек!
Гой! Слава!

ЛЮДИ)   Волхв кладет зачин обращению ко Богам, речет слова, поваживая руками, воздетыми горе - восстановляя Столб Силы Божской, единящий Верх и Низ, Небо и Землю, Всебожье и Всемирье:

Разыдись, темно,
Разгорись, добро!   [троекратно]

Засверкай светло,
Яри, ясное
Солнце Красное!
Стани-стань доли,
Яко Род вели!
Яко Род вели -
С Неба до Земли!   [троекратно]

Гой!

Либо:

Тучи идучие,
Громы гремучие,
Травы стоячие,
Камни горючие!
Поди по долу -
Воздыми Престол!
Ходи во здраве -
Облекися Прави!   [троекратно]

Гой!

А затем:

Забурли, моря светлопенные,
Шелести, дубы вековечные,
Засверкай, мечи разудалые,
Всполыми, Огни искрозарые,
Расплодися, Землица бо ярая!
Се - творится слава преогромная
Самому [речется Имя Богово ]!
Гой!

МЫСЛЕТЕ)   Сие же творить и иначе можно. Волхв, колотя в кобен, сам как бы возносится на Соколиных крылах до Неба, речет:

Уж ты гой еси, Сокол-Огнекрыл,
Сокол-Огнекрыл, ярым пламенем
Всходи к Небу ты - Сваргу всполыми,
Сваргу всполыми, Светозаренный!
Ты лети-лети в светлый Божский Град
К самому ко [речется Имя Богово ]!

И далее идет само обращение, например:

Отче Перуне,
Ратаю Божский!
Речем те славу
От Родов наших!
Вми, Всесильный,
Славящих тя!
Гой!

НАШ)   Затем Богам приносится треба, коя может быть как общей, так и собранной с каждого по отдельности.

ОН)   Для принесения общей требы потворница обносит посолонь всех собравшихся требным Хлебом (Хлебами) на рушнике: одним, либо двумя, положенными один на другой, либо несколькими, положенными горкою, смотря по необходимости. Жрец на то речет:

На Каравай Божий
От Сердца длани возложим!
Благости не расточим -
Силу Рода упрочим!
Гой!

Все участники возлагают на каравай руки: правую (дающую) - с пожеланием Блага миру; левую (берущую) - с пожеланием блага себе; обе руки - с пожеланием блага всему сущему. Когда коло замыкается, один из жрецов принимает из рук потворницы рушник с Хлебами и, обратясь к Огню и Богам, подымая требу сначала до уровня живота, вдругорядь - до уровня Сердца, а затем - до уровня Колорода (макушки), троекратно речет:

Свята [Божска] треба, святи-освящайся!
От Земли до Неба - святи-освящайся!
От соли до хлеба - святи-освящайся!
Да пребуди лепа - святи-освящайся!
Гой!

После чего жрец несет требу на капище, где предлагает ее Родным Богам, обходя их поочередно. Затем - обращается непосредственно к тому из них, кому особливо посвящен весь творимый обряд: воздымает ко Лику Бога требу и поваживает ею посолонь многократно, прося принять ее, речет:

Примите, Все-Боже,
А более [речется Имя Богово ],
Требу велику от Роду нашего -
Честну, обильну,
Славну, всесильну!
Да буди Земле нашей благо!
Гой!

После чего - кладет требу с поклоном на Алатырь-Камень, у подножия Божского утвержденный, либо на заменяющую его требную колоду. Тем временем волхвы начинают общее славление Бога: рекут слова, кои народ за ними повторяет, стучат в бубны, поют славы. Затем, когда все славления отзвучат, жрец делит требу на две части: одну - оставляет на капище, другую же - с поклоном отдает Огню, говоря:

Во Сваргу Соколом всходи,
Слава Богам нашим!
Диду, а Дубу, а Снопу -
Ко Роду от Родов Русских -
Из Огня святая треба!
А яко бысти от веку,
Так еси а вовек буди!
Да буди Земле нашей благо!
Гой! Слава!

А затем, обращаясь ко Триглаву, речет ему славу:

Три-Бо светлы,
Ведой ведны,
Родом родны,
Кологодны!
Славны славой,
Мечем, стравой,
Бысти, буди
Добры к люди!
Отцы-Диды,
В сказах дивны,
В стари, в нови -
Прави в Доли!
Речем тако,
Деем тако!
Буди слава -
Вовек слава!
Гой!

ПОКОЙ)   Треба, собираемая потворницей (одной либо несколькими) с каждого по отдельности, складывается на общий поднос, освящается на капище, а затем также отдается Огню (предварительно жрецы проверяют ее: не подносится ли Богам, среди прочего, что-либо непотребное?). При сем также рекутся слова, приведенные выше.

РЦЫ)   После того, как треба отдана Огню, волхв, простирая над нею длани, троекратно речет:

Огне, стани,
Огне яре!
Светло буди,
Боже с нами!
Рости светлы,
Огне яре!
Тако буди!
Боже с нами!
Гой!

Затем вопрошает жреца:

Что треба?

Жрец, судя по тому, как горит треба, и как простирается дым над Огнем, ответствует:

Взошла!

Либо:

Годить [то есть ждать ] будем!

Либо:

Прахом пошла!

В последнем случае, то есть когда Боги не приняли требу, необходимо принести искупительную жертву; остатки же отвергнутой требы - зарыть в Землю.

СЛОВО)   После того, как треба принесена, по кругу трижды пускается братина с квасом, либо медом, либо сыченым пивом, кое предварительно освящается жрецом:

Вещий Диве,
Пастырь Сиве,
Бороне Маре,
Во хладе яре,
Олуй нам дари!
Гой!

Первое коло творится во славу Всебожья Родова да Предков Славных; второе коло - во славу Всемирья да Родной Земли-Матушки; третье же коло - во здравие сородичей. Употребление хмельных напитков не славянского происхождения (таких, как, например, водка), не являющихся продуктами естественного брожения, а также напитков повышенной крепости - на славянских обрядах не допускается. Сему же неплохо бы следовать и в мирской жизни.

ТВЕРДО)   Братину на обряде следует передавать друг другу посолонь (окромя некоторых нощных действ, требующих обратного) - двумя руками и с подобающим поклоном, передавая через руки также часть тепла своего Сердца. Так же (обеими руками и с ответным поклоном) следует ее и принимать - из рук в руки, от Сердца к Сердцу. Прежде, чем сделать из нее глоток, можно восславить (кратко - без излишнего суесловия) Родных Богов и Славных Предков, завершив свою речь возгласом: "Гой!" либо "Слава!". При этом если славление обращено к Небесным Богам, следует приложить к Сердцу, а затем взметнуть ввысь правую руку. Если же славление обращено к Земле-Матушке либо ко Богам, во Подземье удел свой имеющих, следует опуститься на одно колено и приложить правую руку к Земле - от Сердца. Все остальные участники действа, чьи руки в это время ничем не заняты, могут делать то же самое двумя руками - особенно, если славление обращено ко всему Всебожью Родову. Также здесь уместно принести Богам малую требу, пожертвовав им немного из братины: плеснув ее содержимого в Огнь либо на Землю, а уж затем сделать глоток и самому.

УК)   Вслед за братиной потворницы обносят всех собравшихся остававшейся на капище частью требы, от коей каждый, приобщаясь, берет правой рукой по кусочку. Сия освященная Богами пища почитается исполненной особой Силой и принимается в безмолвии.

ФЕРТ)   Далее, смотря по необходимости, можно завести обрядный хоровод. Хороводы бывают: обрядные и игровые, простые и плетеные, а также: посолонь и противосолонь. В простой хоровод все участники встают по слову жреца: "Склепано коло!" Берутся за руки: так, чтобы правая (Силу дающая) ладонь была обращена вниз, а левая (Силу принимающая) - вверх, и начинают кружение, не разрывая общего круга. Если, при увеличении быстроты кружения, хоровод разрывается, то его не склепывают заново, а делают плетеным, продолжая движение не круговое, но змееподобное. Силу Светлых Богов принимают в движении посолонь; Силу Темных - противосолонь. Водят хоровод под звуки бубнов, трещеток, позвонцов, с песнями либо с гуканьем - до полного изнеможения.

ХЕР)   После хоровода можно перейти и к обрядным игрищам, буде сие необходимо. Оные бывают двух видов: скоморошены и мистерии. Скоморошины творятся не всем миром, но отдельными умельцами, нравом да умением своим к сему делу пригодными, кои сознательно облики смешные на себя принимают, дабы через малое да смешное о Великом да Важном сказать - словом и делом своим скоморошьим на Невыразимое Божское указать. Мистерии же, как правило, творятся в тесном кругу и посторонних зрителей никак не терпят. Ибо через мистерии люди окруту проходят, по-за мрое ходят - в Ино Стези торят, в Божское вживаются - Силе Вышней открываются. Через них - Деяния Божские постигают, а в себя придя - сказы и песни об увиденном да услышанном слагают.

ОТ)   В заключение обряда все кланяются до Земли Родным Богам, за Дары обретенные их благодарят. Жрец разметывает крошки, оставшиеся на рушнике от требы, на все четыре стороны - как подношение духам-хранителям места (ибо искони так ведется: первыми вкушают Боги - Духи Великие да Предки Славные, затем - люди, а после - все молодшие духи). Тут и волхв ударяет посохом оземь - обряд завершен!

ЦЫ)   После же сего можно и на братчину - пир честной народ созывать, яства на скатерти выставлять да медом хмельным ковши наполнять! Но о сем - далее речь пойдет.



ВЕДИ)  Уряд Братчинный


АЗ)   Братчина - суть действо, обряд продолжающее, не к суете, но к Богам обращающее. Посему, ковши подымая, не о чреве заботиться надобно, но Подателям пищи и пития всякого должно честь воздать. О сем же рекут Мудрые: всяк, за столом бесчинства творящий, Богов тем гневит да Предков хулит. И еще: тот благостей Божских не обрящет, кто Снопа на поле да Хлеба на столе по-Божски не чтит.

БУКИ)   Общий стол братчинный собирают всем миром, каждый прилагает часть свою посильно - по мере своей. Все, что на братчинный стол - Ладонь Божскую кладется, то Богам отдается, их Силою освящается да обратно к людям честным Дарами Божскими возвращается.

ВЕДИ)   Всяк, пищу да питие на стол приносящий - жертвы Богам за благости их подносящий, на скатерть их ставит с поклоном - как требу приносит, Богов принять ее просит. Ставит на стол - на блюдах, на чистой не битой посуде, без коей и крох не кладет - так честь стола соблюдет. Тот же, кому посуды не хватает, берестою ее заменяет. Ибо негоже Богам давать - будто псам бросать!

ГЛАГОЛЬ)   Всяк, кто за стол садится, иметь должен свою ложку, миску да чарку либо рог, дабы других своими нуждами не донимать и чужого не брать. Безо всего прийти может лишь гость, да и тот - лишь по первости. А чтобы не чувствовал оный себя обделенным, так о сем - хозяевам заранее позаботиться должно.

ДОБРО)   Садятся за стол по старшинству. Раньше времени пира не начинают. Потворницам, стол готовящим, в деле их не мешают.

ЕСТЬ)   Зачин братчине кладет жрец, рекущий слова пищесвятия:

Там костер,
Здесь костер;
Како на Небеси,
Тако на Земле стало!
И пища, и питие -
На благо Рода Человеческого
Нарождены!
Милость то еси,
За то и благодарствуем!
И ста сия страва чиста
И от Богов даждена!
Гой!
Хлеб да соль!
[Ответ, рекомый народом: Хлеба ести!]

Либо:

Прими, Бог-Сварог,
Дар сей в Злат Чертог!
Буди свят сей стол,
Буди свят сей хлеб!
Гой!
Хлеб да соль!
[Ответ: Хлеба ести!]

После чего - пускает по кругу братину, плеснув из нее на Землю - во славу Предков. Здесь же урядник - стола Хозяин может сию братину прославить, а добрых людей - потешить:

Уж ты гой еси, честна наша чарочка!
Ты круглым-кругла, нету на тебе угла;
Ты полным-полна, не видать в тебе дна!
А на что тебя, чарочка, поставити?
А чем тебя, чарочка, прославити?
А кому ж тебя, чарочка, вновь наполнити?
Да к честным людям - дорогим гостям - кому вынести?
А поставить тебя, чарочка, не на злат престол,
А поставить тебя, чарочка, на дубовый стол;
У того ли у стола - еси четыре все угла,
Как у Света ширины - еси четыре стороны!
А прославити тебя, честна чарочка,
Не водой, не росой; не огнем, не дымом;
Не мечем, не холстом, а медом хмельным!
Зародило его само Небушко синее,
А взрастила его Мать-то Сыра-Земля;
Возъярило его Солнышко Красное,
А хмелил его сам Батюшка Буен-Хмель!
А наполнит тебя, чарочка, Стар Человек,
Стар-Матер Человек, трем Сынам Отец;
Наполнит он тебя не в дому, не в терему,
А на каменном кругу да на Красном-то лугу!
А как вынесет тебя молода Жена,
Молода, пригожа - на почестен пир;
На почестен пир - мед-пиво пити;
Мед-пиво пити - гостей веселити;
Гостей веселити, Богов Родных славити!
Гой! Слава!

Лишь когда братина обойдет все коло, можно приступать к трапезе. От каждого яства первая часть также завсегда - Предкам.

ЖИВЕТЕ)   Трапезничать следует чинно, без суеты, не во брюхо живя, но Богочестие делом сим творя.

ЗЕЛО)   Мудрые рекут: что со стола наземь упало, то в Нави пропало - к употреблению непригодно стало. Ибо негоже живым пищею мертвых питаться - к навиям приобщаться. Тако же и посуда расколотая не для живых, но для иных потребна. Лишь волхвы, кои средь живых - мертвы, а средь иных - живы, всяку пищу принять могут. Да только и им за общим столом в Ино Стези торить негоже.

ЗЕМЛЯ)   По завершении же братчины все остатки трапезы отдаются духам-хранителям места, и скатерти чисты остаться должны. Ибо чистота - лучшая честь Богам!

ИЖЕ)   После пира честного - можно и за игры народные приниматься: хороводы водить, всякое веселье творить, забавами молодецкими тешиться, силушкой богатырской мериться, по углям ходить - коли лето на дворе, да в проруби купаться - коли веси в серебре. Пусть на сие Предки наши из Ирия Небесного полюбуются, силе-удали потомков своих порадуются. И будет, как есть и было от веку на Русской Земле: нам править сие - веселье да здрава, ну а Предкам - почет наш да слава! Гой!

Слава Роду!

Писано Велеславом,
волхвом Общины "Родолюбие",
на Родной Земле,
в месяц травень (май) лета 4592
от основания Славенска Великого
(лета '01 от н.х.л.) -
во славу Родных Богов,
общей пользы для.






Рассылки Subscribe.Ru
Подписаться на рассылку
Союза Славянских Общин Славянской Родной Веры



       Вопросы по языческой тематике можно задать на форуме , специально созданном для общения интересующихся язычеством: "Форум Русской Народной Веры". Владелец ресурса "Славянское Язычество" не занимается благотворительностью по части советов и ответов.


       Ресурс "Славянское Язычество" периодически пополняется материалами. Все желающие могут принимать в этом участие, высылая по адресу kradaveles@mail.ru  тематические статьи и стихи собственного или стороннего авторства, а также фотоизображения языческих праздников.


Перепечатка материалов без согласования с авторами — запрещена.
Дублирование фотоизображений без согласования с авторами — запрещено.


HTML-код — для желающих поставить ССЫЛКУ на ресурс "Славянское Язычество".

Славянское Язычество - 468x60 banner

Организуется Московская Славянская Община "Путь Велеса".
Принимаются Славяне, - мужчины и женщины, ставящие во главу
языческо-родноверческого движения прежде всего Веру.
В сети появился форум общины.


Авторы ресурса   paganism.ru :
   c 1999 г. по 2003 г.  
Ярослав Добролюбов,
   c 2003 г.   Крада Велес (Волкова Ирина).







Дружественные ресурсы:


Екатеринбургская община Сварожич Концептуальная Партия Единение Партия Воля Славянское Язычество, - сайт создан в 1999 году, - старейший и крупнейший в сети Языческий ресурс, с 2010 года сайт работает в формате Родноверческой энциклопедии на движке википедии. Официальный сайт Русской Народной Веры. Его цель - восстановление и распространение древней исконной Веры славян, отстаивание Родовых веданий, борьба с чужеродными влияниями. Освещает новости Славянского движения Руси и Европы, страницы Славянской истории, проблемы Родной Веры, расологии, политики и культуры. Орден Велес - Ведовство, Колдовство, Целительство. Московская Школа Гипноза - сайт известного гипнолога Геннадия Гончарова. Фотографии сеансов массового гипноза, конкурса Лучшие Экстрасенсы Мира, проходившего в Японии и выигранного Геннадием Гончаровым. Магазин товаров для Родноверов

Форум Родноверов