Славянское Язычество - история, культура, философия, литература, поэзия, фото-, ...



Типы мышления и символическая картина мира




Мы полагаем, что для рассмотрения вопросов, связанных с культурой тех или иных общественных и социальных образований и вопросами кооперации и объединения, в первую очередь необходимо рассматривать эти и иные базовые понятия, дабы было возможным достижение взаимопонимания.

Например, в последнее время стало модно соотносить всевозможные научные и иные мероприятия с православной церковью, при этом абсолютно не учитывается совершенно иной стиль мышления представителей церкви, или, проводя всевозможные конференции и иные мероприятия с участием представителями разных стран и сообществ, не учитывается принадлежность тех или иных представителей к обществам, базирующимся на разных стилях мышления.

Рассматривая вопросы координирования действий в сфере преподавания теории и истории искусства, а также в спектре ряда других направлений, связанных с практической педагогикой, психологией, социологией, на наш взгляд, следует в первую очередь выяснить вопрос, к какой исторической и социально экономической эпохе относится тот или иной элемент культуры. Также следует выявить, к какому этнокультурному региону относятся данные элементы. В силу этого на одно из первых мест встает вопрос о типах мышления и вытекающих из их образов мира, господствующих в различной социальной среде и проявляющихся во всей духовной и материальной культуре.

В связи с этим нами выявлены три основных типа мышления: мифологическое, религиозное и научное мышление. Следует отметить тот факт, что ни один из этих типов не присутствует в чистом виде. Дело в том, что в каждом социальном образовании может идти речь о преобладании того или иного типа мышления. В историческом плане можно несколько условно говорить о том, что в древнем мире (до появления основных мировых религий, в первую очередь христианства) преобладал мифологический тип мышления, в эпоху средневековья, вплоть до появления определенных научных направлений (условно с эпохи Роджера Бекона, Френсиса Бекона и других ученых для Европы), а в ряде регионов до настоящего времени преобладал религиозный тип мышления. Современный мир с его научными концепциями, объясняющими те или иные явления природы и социальные взаимодействия, в основном базируется на научном типе мышления.

Для того, что бы определить соотнесение тех или иных явлений культуры и науки как между собой, так и с современным пониманием мира, следует дать краткие определения этих типов мышления.

Мифологическое мышление характеризуется тем, что оно дает непосредственное кодирование информации через принятую знаковую традицию в данном социальном образовании. Такое кодирование обусловлено древнейшими космогоническими и мифологическими представлениями человека и построены на соотнесении подобных или "псевдоподобных" предметов, объектов или явлений. Основой такого соотнесения является представление древнейшей космогонии об общей взаимосвязи всего в мире. При этом выделяется аспект трехчленности мироздания, хорошо прослеживающийся еще в индоевропейском или ином шаманизме (см, например, Мирча Элиаде "Шаманизм" и др.). К этой же категории представлений относятся представления практически всех народов о Мировом древе (см. "Мифы народов мира"). Взаимосвязь всех "вещей Вселенной" как правило выражается в соотнесении происходящего в небесном мире - Мире богов и в земном мире, кроме того такое соотнесение и взаимосвязь может пониматься относительно Подземного мира. В ряде случаев, особенно в архаических обществах, оно рассматривается как соответствие событий в мире духов или иных трансцендентальных существ с миром людей. Соотнесение событий в мифологическом мировоззрении не связаны только с одновременным пространственным планом, оно может иметь и межвременное соотнесение, такое как представлено в древнегреческой или древнеиндийской концепциях цикличности времени, которое выражается в древнегреческих учениях о смене веков, в древнеиндийских учениях о югах и т.д. При рассмотрении тех или иных проявлений материальной и духовной культуры обществ с преобладающим типом мифологического мышления, следует в первую очередь выделить мировоззренческую космогоническую концепцию этого общества, практически всегда имеет символическое выражение, которое проявляется в изобразительном искусстве, литературе, архитектуре и даже в устной и письменной речи (особое внимание следует уделять графическим знакам письменности).

Если речь идет о материальной или духовной культуре общества с преобладающим религиозным мышлением, то следует выделить характерные признаки такого мышления. В первую очередь такое общество имеет определенную религиозную концепцию, связанную с определенным конкретным историческим или мифологическим учителем. Такими учителями являлись Заратуштра, Будда, Конфуций, Христос, Магомет и в каком-то смысле Моисей (если рассматривать в первую очередь его десять заповедей), а также Маркс (если рассматривать вытекающее из его работ учение как религию, а саму его фигуру несущую в советское время все признаки обожествления). Учения перечисленных лиц дают морально-этическую концепцию поведения и одновременно устанавливают резкое отделение нашего мира от мира горнего (т.е., "мира к которому нужно стремиться"). Данный стиль мышления в ряде случаев характеризуется развитием сектанства и фанатизма, так как сама принадлежность к такому учению предполагает определенную избранность и, кроме того, дает возможность карать последователей данного учения "за нарушение заветов" и последующего их толкования. Крайним случаем такого поведения в нашу эпоху является, например, ваххабизм, непосредственно связанный с тем, что ныне называется терроризмом.

Научное мышление (как и любое другое) имеет свои плюсы и минусы. С одной стороны оно дает возможность научного, проверенного экспериментом, познания природы и общества, с другой стороны оно приводит к узкой научной специализации, в ряде случаев не может дать целостной картины мира; кроме того, этот тип мышления не актуализирует проблемы этики (абсолютно не этичен). Равно как и сам научный эксперимент в ряде случаев может привести к чудовищным проявлениям, например, попытка поворота сибирских рек на юг без учета окружающей природной среды.

Следует отметить, что в мире, где преобладает мифологическое мышление, образ мира не является чем-то незыблемым и неизменным. В зависимости от социальной структуры детерминирующей социальной системы образ мира может изменяться. Он зависит от основной ведущей деятельности в обществе.

Так, в обществе, где преобладает охота и собирательство, а также первичные социальные отношения, происходит "означиваемость" мира, его "попредметное называние". Процесс этот происходит одновременно с развитием мышления и языка (Выготский, "Мышление и язык"). Называние и адаптация под деятельность все новых предметов и объектов аналогична присвоению этих предметов, которая аналогична акту "сотворения" этих вещей. Происходит одновременный акт сотворения знака, например, имени, и как бы сотворение самой вещи. Поэтому становится понятным, что в противоположность большинству существующих концепций о происхождении мифологий и мировоззрений различных народов, в которых появление мифологических систем связывается с обозначением и обожествлением сил природы, происходящим паралельно с их персонификацией, первые мифологические и мировоззренческие конструкции связывались с актами творения и сотворения. Человек как бы становился сотворителем предметного мира совместно с богом. В силу этого можно говорить о монизме первоначального мифологического мышления. Подобное развитие общества находит отражение в возрастной психологии, когда ребенок или осваивает предмет, осваивая общественную логику предмета, или, используя природные объекты, осваивает и присваивает их и их функции.

Подобное воззрение, связаное с первичным освоением "враждебного" чужого пространства и присущих ему предметов с их символизацией является первым этапом появления космогонических и религиозных воззрений. Присвоение, связанное с означиваемостью происходит на нескольких уровнях. Это фонетическое означивание - называние, дача имени, означимость связанная с присвоением и освоением предмета или объекта может иметь и графическое выражение, которое вначале происходит через рисунок, на который также воздействуют. Например, рисунки времен неолита в пещерах Франции носят следы такого магического воздействия, связанного с освоением и присвоением. Далее при типизации изображений происходит их символизация, понятная всем входящим в данное социальное образование индивидуумам. Она происходит по принципу выделения основных качеств, которые в присвоенном предмете или объекте могут уже выделяться как отдельные самоценности. Так, например, рога быка или их изображение могут быть символом силы и плодородия, а волнообразная линия становится изображением воды.

В дальнейшем, после того как меняется социальная структура общества, и происходит его централизация, связанная с освоением определенных территорий и распределений "зон влияний" между различными племенными группами происходит переход от основной деятельности, связанных с охотой и собирательством или к культурному скотоводсву, или земледелию, или чаще всего к смешанному типу этих двух видов деятельности. При этом скотоводческие общества, в силу своей мобильности и большей зависимости от погодных условий (например, засуха являлась важнейшей причиной целого ряда переселений народов (Л.Н.Гумилев "Этногегнез и биосфера земли"), часто вступают в конфликт с земледельческими обществами. Таким образом происходил эффект "присвоения" целых социальных структур с их мировоззрением и космогонией.

На последнем этапе формируются государственные образование с царской властью во главе государства. Происходит объединение мелких родовых поселений вначале в селения городского типа, а в некоторых случаях создаются древние империи типа империй Древнего Египта, Вавилонской империи, Ассирии, Хеттской империи, империи инков и т.д.

Прослеживаются четыре этапа изменения мировоззрения в процессе становления мифологического мышления.

Первый этап характеризуется охотой и собирательством, как основной деятельностью. Ему присуще освоение пространства и биосферы. Происходит "называние" - освоение вещей. Появляется такая важная составляющая мировоззрения как магия, в первую очередь "магия подобия", которая приравнивает воздействие на "след" объекта, его отражение или отображение к воздействию на сам объект. В связи с этим появляется ритуал, как специальное действие по такому воздействию. Мифологическая картина мира отражает происхождение мира, самих людей и вещей.

Так как хранительницей очага, ответственной за приготовление пищи и источником детей - силы племени, является женщина, повсеместно появляется культ Великой Матери - прародительницы, неолитические изображения которой принято называть "неолитической Венерой". Появление этого культа тесно связано с матриархальным - женским жреческим правлением и женской магией. Само появление этого культа связано с неустойчивостью жизненых условий, когда относительно постоянным элементом племени, менее подвергающейся внешней опасности и вследствие этого хранительницей культурной истории и обычаев племени становится женщина. В условиях относительной устойчивости жизни, когда народность или племя приходят в относительное равновесие с биологической и социальной средой, культ матери-прародительницы уходит на второй план. Вспомним знаменитый плакат "Родина-Мать зовет" начала Второй мировой войны, когда в гибнущем под воздействии внешней агрессии Советском Союзе было необходимо поднять боевой дух, а смертность мужчин, неустойчивость их социального статуса также была максимальной. В этот период значение женщины в обществе резко возросло, пропаганда в СССР стала резко аппелировать к защите жен и матерей.

В период осознания племенем или ряда племен своего единства появляется такое явление как тотемизм. Мировоззрение целиком связано с включающей биосферой, человек не выделяется из нее, животный и растительный мир "тоже люди" (см. например, Арсеньев "Дерсу Узала", мифы южной Америки и т.д.). Происходит постепенное одомашнивание животных и окультуривание растений. Культ предков, почитание старших в роду - общепринятый в мировой практике обычай. После смерти старейшины он рассматривается как покровитель рода. Более того, всегда существовал вопрос о происхождение народа или данного племени. Каждое племя или род при освоении существующего в представлениях племени мира, видел своим прародителем великого человека. Часто таким прародителем являлось какое нибудь животное, что явилось зародышем тотемизма.

Представление, что прародителем племени может быть животное (и даже растение) часто соотносят с тем, что оно является основным источником питания для данного племени. Однако по ряду этнографических данных, в том числе приведенных М.Элиаде, это не так. Достаточно часто случается, что тотем вообще не употребляется в пищу или не имеет в племенном хозяйстве значимого значения. Вероятно, появление тотемизма связано с тем же культом предков. Механизм такого появления мог иметь достаточно простые психологические объяснения. Например, один из наиболее почитаемых вождей, память о деяниях которого сохранялась веками, мог иметь прозвище, связанное с каким-то животным или растением. Как хорошо известно на материале по антропологии североамериканских индейцев, имя отражало или главное качество такого вождя, или было связано с каким-то значимым эпизодом в его жизни. Впоследствии конкретный человек забывался и почитание касалось только его имени или животного, связанного с этим именем. Перенесение имени вожака на всех его подопечных до сих пор хорошо известно в криминальном мире (рязанская банда "слоны" или одесская групировка "шрамы").

Кроме того, выбор тотемного животного в качестве тотемного прародителя племени мог связываться с основными качествами данного животного, наиболее ценимыми данным племенем: лев - смелость, сокол - зоркость, олень - быстрота, медведь - сила и мощь, и т.п. С точки зрения европейца не всегда понятно такое сомоотождествление. Например, племя, выводящее свое происходение от лягушки или черепахи. Однако лягушка может жить как на земле, так и в воде, она прекрасно плавает. Такие качества у племени, связанного с водой и добывающего свое пропитание из реки может очень цениться. Черепаха обладает теми же качествами, к тому же она по ряду индейских мифов держала на себе землю или являлась ее создательницей. Отнесение данного животного к моменту основания мира и присвоение себе его качеств может явиться вполне убедительным мотивом при самоназывании племени.

На этом древнейшем этапе развития общества, как говорилось выше, появляются легенды о создании или рождение мира и первых людей. Появляется магия и ритуал. Понятие о Великой Матери - прародительнице появляется по-видимому, в обществеЮ переживающем повышенную фрустрацию, например, ледниковый период или сразу после него. В устоявшихся, ассимилировавших биологическую среду обитания обществах, как видно по материалам Австралии, Южной и Северной Америки, Африки, Океании, части Сибири, культ Великой Матери часто отсутствует, его заменят культ первопредка и тотемизм.

При переходе к земледелию, когда благополучие племени или народности связано с землей и погодными условиями, происходит обожествление земли, ее персонификация. Такое обожествление становится необходимым, так как на землю переносятся функции матери - как кормящей матери, так и матери защищающей. Хорошо известно из археологических и исторических данных, что земледельческие поселения, особенно в период сбора урожая, подвергаются повышенной опасности нападения со стороны скотоводческих и кочевых племен, не имеющих постоянного места обитания. В силу самого характера своей ведущей производительной деятельности, оседлые земледельческие народы вынуждены на определенной стадии своего социокультурного развития выполнять в первую очередь функцию защиты со стороны таковых соседей. Для такого периода, когда еще не высвободились "свободные руки" для производства активной внешней экспансиии и освоения нового пространства, в мировоззрении народов появляются всевозможные богини - матери Защитницы, обожествляется такой предмет как щит, как например у хеттов.

При развитии социальных отношений и появлении новой социальной функции племенных вождей появляется тенденция к обожествлению солнца. Солнце в свою очередь начинает соотноситься с племенными вождями. Пережитки таких представлений хорошо прослеживаются в русских былинах, где эпический князь Владимир называется "Владимир Красно Солнышко", или в скифской мифологии, где главный персонаж носит имя Колоксай, дословно - "царь солнце". Соотнесения правителя с солнцем хорошо прослеживается в египетской мифологии и истории, где даже в личные имена царей вносилось имя бога солнца - Ра. Такая же тенденция наблюдается в ассиро-вавилонской, хетто-хурритской, китайской, инкской и многих иных традициях. В тот же период появляется представление о реинкарнации души человека, которая также связывается с солнцем. Подобное соотнесение появляется в связи с природными вегетативными периодами, дневными и ночными циклами. Ночь и, соответственно, зимний период соотносятся со смертью, а летний и дневной - с жизнью. В силу того, что одно в природе постоянно следует за другим, по закону магии подобия появляются представления о бессмертной умирающей и перерождающейся душе. При этом несколько вытесняются ранее появившиеся представления о божественности луны, связанной с некоторыми необычными человеческими психическими состояниями. Кроме того, лунный культ практически у всех народов связывается с женской магией, которая в свою очередь связывается с матриархальным жреческим типом управления.

Данный этап мифологического мышления может быть определен как под-этап мифологического мышления. При этом отметим, что само мифологическое, как и два других типа мышления, в свою очередь делится на три под-типа: мифологическое-мифологическое, мифологическое-религиозное и мифологическое-научное.

Во время второго этапа развития мифологического мышления - "мифологического-религиозного мышления" происходит формирование развернутых социальных структур, таких как тирания, некоторые виды аристократической демократии, монархии и т.д. Во время данного этапа формируются этические и социальные связи в вертикальной социальной структуре, которая постепенно вытесняет семейно-родовые отношения. Одновременно с этим данная структура экстраполируется на мир богов, возникают развернутые пантеоны, в определенной форме отражающие социальные отношения. Возникает то, что принято называть мифологией и эпосом. В данный период особенно важно то, что в мышлениии и отражающих его религиозно-этических представлениях формируется то, что принято называть ощущением своего народа. В начале это ощещение принадлежности к определенному селению или городу, в дальнейшем это может перерасти в ощущение своей принадлежности к целому государству, охватывающему целый ряд полисных структур. Ощущение же своей принадлежности к полису, например, имеет то значение, что появляется наряду с родовыми связями и постепенно приводит к их ассимиляции в полисно-государственную систему.



автор :

Доктор психологических наук

Наговицын А.Е.  (Велемудр)  -
волхв объединения "Круг Бера"

  • "Научно-исследовательский Центр Круга Языческой Традиции"






    Рассылки Subscribe.Ru
    Подписаться на рассылку
    Союза Славянских Общин Славянской Родной Веры



           Вопросы по языческой тематике можно задать на форуме , специально созданном для общения интересующихся язычеством: "Форум Русской Народной Веры". Владелец ресурса "Славянское Язычество" не занимается благотворительностью по части советов и ответов.


           Ресурс "Славянское Язычество" периодически пополняется материалами. Все желающие могут принимать в этом участие, высылая по адресу kradaveles@mail.ru  тематические статьи и стихи собственного или стороннего авторства, а также фотоизображения языческих праздников.


    Перепечатка материалов без согласования с авторами — запрещена.
    Дублирование фотоизображений без согласования с авторами — запрещено.


    HTML-код — для желающих поставить ССЫЛКУ на ресурс "Славянское Язычество".

    Славянское Язычество - 468x60 banner

    Организуется Московская Славянская Община "Путь Велеса".
    Принимаются Славяне, - мужчины и женщины, ставящие во главу
    языческо-родноверческого движения прежде всего Веру.
    В сети появился форум общины.


    Авторы ресурса   paganism.ru :
       c 1999 г. по 2003 г.  
    Ярослав Добролюбов,
       c 2003 г.   Крада Велес (Волкова Ирина).







    Дружественные ресурсы:


    Екатеринбургская община Сварожич Концептуальная Партия Единение Партия Воля Славянское Язычество, - сайт создан в 1999 году, - старейший и крупнейший в сети Языческий ресурс, с 2010 года сайт работает в формате Родноверческой энциклопедии на движке википедии. Официальный сайт Русской Народной Веры. Его цель - восстановление и распространение древней исконной Веры славян, отстаивание Родовых веданий, борьба с чужеродными влияниями. Освещает новости Славянского движения Руси и Европы, страницы Славянской истории, проблемы Родной Веры, расологии, политики и культуры. Орден Велес - Ведовство, Колдовство, Целительство. Московская Школа Гипноза - сайт известного гипнолога Геннадия Гончарова. Фотографии сеансов массового гипноза, конкурса Лучшие Экстрасенсы Мира, проходившего в Японии и выигранного Геннадием Гончаровым. Магазин товаров для Родноверов

    Форум Родноверов