Славянское Язычество - история, культура, философия, литература, поэзия, фото-, ...



Три типа мышления -
мифологическое, религиозное, научное




Оригинальное название:  Различные типы мышления
(мифологическое, религиозное, научное) и их влияние на
базовые космологические понятия в культуре и в онтогенезе,
на педагогический и воспитательный процессы.



Нами выделяется три типа мышления: мифологическое, религиозное и научное - в процессе развития, как социальных сообществ, так и развития ребенка.
При этом, когда говорится о первенстве того или иного типа мышления, подразумевается его преобладание над двумя другими в том или ином социальном сообществе или у конкретного человека в тот или иной возрастной период. Как отмечал еще знаменитый отечественный физиолог Павлов, различные участки коры головного мозга усиливают свою деятельность в разных возрастах.

Под мифологическим типом мышления мы понимаем преобладание мышления, связанного с цельным космогоническим мировоззрением, оценкой ситуаций в целом и рассмотрение мироздания как некого целостного организма. При развитии данного типа мышления преобладает решение стратегических задач, а в образовании оно связано с развивающим обучением, которое и имеет максимальные успехи в младших классах, где данный тип мышления преобладает вплоть до возрастного кризиса, связанного с переходом к младшему подростковому возрасту. В данный период ребенок осваивает новый для себя тип социальных отношений и пространство человеческих знаний. В это время наиболее целесообразно, по нашему мнению, кроме развивающего обучения, прививать ребенку патриотизм и основные элементы, и принципы принятых в данном обществе социальных отношений и ожиданий. При этом, на начальном этапе не следует вдаваться в детализацию данных навыков; ребенком должно быть усвоено само пространство морали, этики, эстетики и их отличительных признаков. Так же, по нашему мнению, должны быть привиты навыки совместной творческой деятельности в коллективе сверстников и старших товарищей (не обязательно учителей).
Такой тип мышления дает возможность привить ученику навыки в определенных предметах с максимальной усвояемостью. Под такими предметами мы в первую очередь понимаем начала точных и общественных наук. Гуманитарные и связанные с развитием эстетических и культурных навыков предметы, видимо, должны в первую очередь "очерчиваться", но не детализироваться. Так, например, на начальном этапе нет необходимости сколько-нибудь детально изучать историю, а, по нашему мнению, следует показать учащимся ее базовые принципы и законы. Мифологический тип мышления назван нами именно "мифологическим", поскольку преобладал в социальных сообществах языческой эпохи, до появления мировых религий, и может быть с известным приближением соотнесен с историей Древнего мира.

Религиозный тип мышления мы связываем с появлением мировых религий и учений, которые имеют фиксированного мифологического или исторического провозвестника (христианство - Иисус Христос, мусульманство - Магомет, зороастризм - Зороастр, конфуцианство - Конфуций, буддизм - Гаутама, иудаизм - Моисей и т.д.).
Данный тип мышления сменяет мифологический и характеризуется развитием моральных и этических норм и социальных связей. Он непосредственно связан с процессом воспитания и культурно-эстетического обучения. По нашему мнению, такой тип мышления преобладает в подростковом возрасте и именно в этом возрасте, по нашему мнению, следует уделять особое внимание культурно-эстетическому, нравственному, художественному, литературному развитию обучаемых, а также их воспитанию.
В данный возрастной период формируется основа морально-этической составляющей личности человека, поэтому мы полагаем, что всевозможные примеры из истории и литературы, а также совместная деятельность учащихся, направленная на решение творческих и социально значимых задач может стать основой воспитательного процесса в данном возрасте. По нашему мнению, основной задачей педагогов при работе с подростками, является именно процесс воспитания и формирования граждан, учитывая при этом в первую очередь этическую, нравственную, моральную и гражданскую составляющую.
Древние персы во времена создания своей империи учили детей трем вещам: скакать на коне, стрелять из лука и всегда говорить правду. В таком подходе отразилась идея привития необходимых основных навыков и воспитание достойного гражданина социума. Мы полагаем, что подростковый возраст должен в первую очередь стать "воспитательным" возрастом в средней школе. При этом не следует бояться, что перекос в воспитании может нанести серьезный ущерб обучению, так как большинство гуманитарных предметов, занимающих значительное время в старших классах, изучается именно в данный период. Так же не следует опасаться, что навыки точных наук за данный период могут быть утеряны. Само их преподавание, по нашему мнению, следует соотнести с изучением истории науки и биографий известных ученых, тогда процесс восприятия материала сможет приобрести определенную эмоциональную окраску, что в свое время улучшит усвояемость материала учащимися.
Кроме того, целесообразно в этот возрастной период дать учащимся элементарные навыки в таких дисциплинах, как психология, социальная психология, социология, правоведение, религиоведение, обществоведение, так как это может снять целый ряд подростковых конфликтов и повысит правовую грамотность учащихся. Кроме этого следует дать определенные навыки таких предметов, как эзотерика, поскольку при грамотном использовании этих знаний и правильной их оценке возможно снизить распространение таких негативных явлений как наркомания, алкоголизм, сектантство. Навыки аутотренинга при грамотном преподавании могут положительно сказаться на здоровье учащихся, снижении утомляемости и агрессивности. Само преподавание желательно, когда это возможно, проводить на свежем воздухе, на природе.
В процессе воспитания желательно привлекать родителей - для снятия напряженности между поколениями; а также желательно проведение среди родителей специальных лекций и семинаров с целью объяснения им особенностей данного возрастного периода и выработки общей с образовательным учреждением концепции поведения.
Исторически период преобладания религиозного мышления связан с ранним Средневековьем, рыцарством, отчасти Конкистой и эпохой Возрождения.

Под научным мышлением мы понимаем преобладание эксперимента в познании мира, решение тактических, подчас сиюминутных задач, определенное торможение нравственного развития, скептицизм и точность. Исторически данный этап связывается нами с появлением научного мышления в Западной Европе и по настоящее время. Подобный тип мышления начинает преобладать в старших классах, после юношеского возрастного кризиса, и ему соответствуют определенные дисциплины, которые могут быть восприняты обучаемыми наилучшим образом (химия, физика, высшая математика и другие точные науки). Во время данного периода, по нашему мнению, следует сделать упор на развитие экспериментальных и производственных навыков. Также следует максимально усилить всевозможные стажировки, самостоятельные задания, соревнования, факультативное изучение дополнительных предметов и профессий.

Процесс изменения типа мышления соотносится нами с возрастными кризисами и происходит постоянно. Так, например, возрастной кризис "третьего курса" (21 год) соотносится с появлением мифологического типа мышления. Кроме того, существуют случаи замыкания тех или иных индивидов на определенном типе мышления: так, классическая криминальная среда "зациклена" на религиозном типе мышления, свойственного подростковому возрасту без дальнейшего поступательного развития и т.д.
Отметим, что каждый из названных типов мышления так же, в свою очередь, делится на три этапа. Кратко покажем основные их характеристики в социальной сфере, что во многом совпадает и с особенностями определенного возраста.

Период мифологического мышления делится на следующие условные этапы.
"Мифологическо-мифологический", когда освоение мира или иного пространств происходит максимально символически, через абстрактные понятия. Исторически данный период соответствует периоду семантического освоения вселенной человеком и появлением древнейших понятий - Земля, Небо, Солнце, Луна, Ветер, Огонь - с их персонификацией. Моральные правила соотносятся с космогоническими понятиями, а не с нравственностью. Деятельность строится по принципу подобия старшим и высшим, как, впрочем, и у младшего школьника достаточно высока подражательность учителям и родителям.
Следующий период можно назвать "мифологическо-религиозным". Он характеризуется созданием определенных связей между довольно абстрактными символами и понятиями. Создается пантеон богов и его история, в социальном аспекте происходит переход от общинного строя к созданию городов-государств и полисной системе. Наращиваются вертикальные и горизонтальные связи. Примером являются греческие города-государства до завоевания Александра Македонского. У школьника в данный период происходит первичное осознание поля учебного и социального пространства.
Последний период можно назвать "мифологическо-научным". В данный период окружающий мифологизированный мир рассматривается как устойчивая данность и происходит жесткое следование мифологическим и социальным законам без их этической оценки, происходит определенная стагнация мысли и четкое, практическое освоение имеющегося материального и духовного пространства с целью их упорядочения. В приложении к истории, примером здесь может служить Римская Империя. Школьник в данный период готов к детальному освоению школьных дисциплин, зная основные принципы их построения и закономерности.

Религиозный период также, в свою очередь, делится на три этапа.
Первый из которых - "религиозно-мифологический", когда формируется пространство, охваченное этическими и моральными нормами. Одновременно происходит отчуждение от мифологического пространства, а материальное пространство начинает играть подчиненную роль. Исторически это период зарождения христианства и распад римской Империи. В данный период целесообразно на высоких примерах и в совместной деятельности начать формирование обучаемого как гражданина. Целесообразно целенаправленное изучение литературных произведений и других видов культуры, могущих сформировать высокий уровень эстетического воспитания, морали и нравственности.
Второй этап - "религиозно-религиозный" - характеризуется максимальным эмоциональным всплеском и жертвенностью. Это период "великой дружбы и великой любви, и великих страданий". Он соотносится с формированием отношений к мирозданию, выработкой эмоциональной составляющей личности. Исторически период связан с крестовыми походами, рыцарскими романами, отчасти с Конкистой. Хороший воспитательный эффект может дать изучение истории и философии на исторических примерах и биографиях выдающихся деятелей. Аналогичный подход целесообразен и по другим предметам.
Третий этап - "религиозно-научный" - связан с проникновением выработанных морально-этических норм и символов во все структуры социальных отношений, попытка подстроить эти исторически или практически сложившиеся отношения под данные морально-этические символы. Исторически данный этап можно связать с разгулом инквизиции. Особое усилие следует направить на изучение социальных и общественно значимых наук, новейшей истории, современного искусства и литературы.

Третий - период научного мышления - делится также на три этапа.
"Научно-мифологический" этап, характеризующийся тем, что наука начинает осваивать пространство религии и этики, возникает идея принципиальной познаваемости мира с помощью эксперимента и практики. Условно начало данного периода можно отнести ко времени работ Роджера Бекона. С ним также связана эпоха географических открытий. Следует уделить особое внимание изучению точных дисциплин и компьютера.
"Научно-религиозный" этап характеризуется проникновением науки во все сферы жизни, преобладанием научного метода над эмпирическим. Исторически это попытки создания научных социальных концепций Сен-Симона, Томаса Мора, Кампанеллы и других вплоть до Карла Маркса. Максимальный упор на самостоятельную работу, преобладание семинаров и практических занятий над лекциями.
"Научно-научный" этап характеризуется узкой специализацией научных дисциплин и технологий. Вытеснение морали из общества; мировые войны и революции "в силу необходимости"; решение многих задач тактическими методами; распространение на последнем этапе такого явления, как терроризм; рост фанатизма, как религиозного, так и гражданского. В применении к школе, здесь следует особое внимание обратить на профессиональную ориентацию и специализацию.

Рассматривая этапы смены преобладающего типа мышления, становится более понятен и такой феномен, как развитие языка. Нами рассматривается древнейший этап зарождения человеческого общества, предшествующий социальным образованиям Древнего мира. Древнейшими и стабильнейшими понятиями каждого языка являются слова, обозначающие элементы мироздания, служащие способом его освоения и присвоения. Эти понятия сохраняются в именах древнейших богов каждого пантеона. Понятия, обозначающие предметную деятельность, появляются позднее, так как при непосредственной деятельности необходимость речевого общения вторична, ибо вполне может быть заменена языком жестов. При развитии речи в период организации племенных и родовых отношений, т.е. при появлении религиозного типа мышления, появляется такое понятие как искусство. Само название действий и основных функций также обожествляется, что хорошо видно по шумерской, хеттской и древнеегипетской мифологии. Развитие языка продолжается при преобладании научного мировоззрения, когда он уже становится основным способом коммуникации.

Данный подход, по нашему мнению, может быть применен к изучению различных этапов построения общества, а также при прогнозировании и оценке педагогической и воспитательной теории и практики.



автор :

Доктор психологических наук

Наговицын А.Е.  (Велемудр)  -
волхв объединения "Круг Бера"

  • "Научно-исследовательский Центр Круга Языческой Традиции"






    Рассылки Subscribe.Ru
    Подписаться на рассылку
    Союза Славянских Общин Славянской Родной Веры



           Вопросы по языческой тематике можно задать на форуме , специально созданном для общения интересующихся язычеством: "Форум Русской Народной Веры". Владелец ресурса "Славянское Язычество" не занимается благотворительностью по части советов и ответов.


           Ресурс "Славянское Язычество" периодически пополняется материалами. Все желающие могут принимать в этом участие, высылая по адресу kradaveles@mail.ru  тематические статьи и стихи собственного или стороннего авторства, а также фотоизображения языческих праздников.


    Перепечатка материалов без согласования с авторами — запрещена.
    Дублирование фотоизображений без согласования с авторами — запрещено.


    HTML-код — для желающих поставить ССЫЛКУ на ресурс "Славянское Язычество".

    Славянское Язычество - 468x60 banner

    Организуется Московская Славянская Община "Путь Велеса".
    Принимаются Славяне, - мужчины и женщины, ставящие во главу
    языческо-родноверческого движения прежде всего Веру.
    В сети появился форум общины.


    Авторы ресурса   paganism.ru :
       c 1999 г. по 2003 г.  
    Ярослав Добролюбов,
       c 2003 г.   Крада Велес (Волкова Ирина).







    Дружественные ресурсы:


    Екатеринбургская община Сварожич Концептуальная Партия Единение Партия Воля Славянское Язычество, - сайт создан в 1999 году, - старейший и крупнейший в сети Языческий ресурс, с 2010 года сайт работает в формате Родноверческой энциклопедии на движке википедии. Официальный сайт Русской Народной Веры. Его цель - восстановление и распространение древней исконной Веры славян, отстаивание Родовых веданий, борьба с чужеродными влияниями. Освещает новости Славянского движения Руси и Европы, страницы Славянской истории, проблемы Родной Веры, расологии, политики и культуры. Орден Велес - Ведовство, Колдовство, Целительство. Московская Школа Гипноза - сайт известного гипнолога Геннадия Гончарова. Фотографии сеансов массового гипноза, конкурса Лучшие Экстрасенсы Мира, проходившего в Японии и выигранного Геннадием Гончаровым. Магазин товаров для Родноверов

    Форум Родноверов