Славянское Язычество - история, культура, философия, литература, поэзия, фото-, ...
Союз Славянских Общин


Таусень - День Световита, Осенины, осеннее равноденствие.


Сентябрь 2003 г.



21 сентября в полдень на Янинском капище община Крина праздновала Осенины - день осеннего равноденствия и праздник урожая. К этому празднику мы приурочили десятилетний юбилей Крины.

Осенины - макушка осени, осеннее равноденствие. Богата, сытна осень. Созревают плоды, подрастают птенцы и народившиеся весной и летом лесные и полевые зверюшки. Осенью и у воробья пир. Поэтому осенины не только праздник урожая, но и праздник рожаниц - Лады и Лели, матери и дочери - богинь плодородия. Не случайно с этого момента начинается пора свадеб, которая длиться до самой Масленицы. На осенины готовят обереги - во избежание призора и болезней жгут старые вещи и изношеную обувь, а детей обливают на пороге водой. В старину поношенные лапти вешали под крышу дома или скотного двора, чтобы никто не изурочил и не сглазил. Чем больше лаптей, тем надёжнее защита. А в комнате развешивается репчатый лук плетяницами, чтобы воздух чистым был и никакая зараза не проникала. Рано утром женщины выходят на берег реки, озера или пруда с овсяным караваем - встречать матушку Осенину. Старшая стоит с хлебом, а молодые поют вокруг неё песни.

    Вейся, ты хмель, перевейся
    На нашу сторонку.
    Как на нашей на сторонке
    Приволье большое!
    А приволье-то большое,
    Мужики богаты!
    Что мужики-то богаты,
    Каменны палаты
    А что каменны палаты -
    Двери золотые, маковки литые...

Каравай разламывают на всех присутствующих.

Девушки, провожая лето, устраивают мушиные похороны. Разодетые в праздничные наряды, они выносят мух, тараканов и других насекомых в гробиках, сделанных из овощей. Во время выноса гробиков кто-нибудь гонит мух из комнаты, приговаривая ((Мухи вы мухи, комаровы подруги, пора умирать. Летите мух хоронить((. Во время похорон девушки напевают:

    Таракан дрова рубил,
    Комар водушку носил,
    В грязи ножки увязил.
    Вошка парилася да ударилася
    Ненароком - правым боком:
    Ребро вывихнула.
    Клопы подымали, живот надорвали.

Парни стоят поодаль и наблюдают. Как только похоронный обряд заканчивается, они вовлекают девушек в хоровод, весёлой песней отмечая поминки по мухам:

    А я по лугу,
    Я по лугу гуляла.
    Я с комариком,
    С комариком плясала.
    Мне комар ножку,
    Комар ножку отдавил.
    Все суставчики,
    Суставчики раздробил.
    А я матери,
    Я матери кричала:
    Ты подай, мати,
    Подай, мати, косаря.
    Я казнить-рубить,
    Казнить буду комара.
    Покатилася,
    Покатилась голова.
    Что за новые,
    За новые ворота.

А затем приходит время игр. Все высаживаются на травке в рядок, друг другу на колени, образуя этакую реповую "грядку", причём каждый, кто сидит сзади, бережно, но крепко держит впередисидящего - как земля держит репку. "Хозяин" приводит "купца", показывает ему товар, хвалит свою "репку" и требует хорошую плату, а "купец" выбирает да торгуется, да всё приговаривает:

    Кругла, да не деньга.
    Красна, да не девка.
    С хвостом, да не мышь.

Затем, сговорившись, они вместе идут брать "(репку"(, да она не даётся: соседи спереди и сзади не пускают. "Купец" с "хозяином" стараются вытащить ("репку"(, но чтобы не попортить товар. Они её и пощикочат, и потрясут, а выдернутую (репку( отряхнут и рядом с грядкой положат. После этого дело ускоряется ( каждая вынутая ("репка( тоже становится "купцом". Игра продолжается, пока вся "репка" не будет убрана с "грядки". К вечеру мы всем миром собираемся на сход - братчину - для решения мирских и частных дел. После примирения переходим к праздничному угощению, которое готовится складчиной, на общий счёт. В честь рожаниц пускаются круговые чаши с мёдом.

    Ай, на горе мы пиво варили.
    Лада, моя Лада, пиво варили.
    Мы с этого пива все вкруг соберёмся.
    Лада, моя Лада, все вкруг соберёмся.

По старинному обычаю на осенины совершают постриг отрока на четвёртом году жизни. Для сего действа созывают родных, приглашают кума и куму. Кум выстригает у крестника гуменцо. Выстриженные волосы кума передает матери, которая затем их зашивает в ладонку. Кум и кума выводят крестника во двор, где отец ожидает их с конём, на которого сажает своего сына. Кум водит по двору коня, а отец придерживает сына. У крыльца отец снимает сына с коня и передает его куму, кум с поклоном передает куме, а та с ласковым словом вручает матери. Отец с матерью одаривают кума и куму, а те - крестника. Над головой крестника кум и кума разламывают пирог с пожеланием всякой удачи и счастья. Родители приглашают за стол и угощают всех присутствующих. Среди обильного угощения обязательно присутствует каша. Каша, густоватая пища, крупа вареная на воде или молоке - она сопровождает русского человека всю жизнь. "Каша - мать наша", говорят в народе. Наибольшим уважением на Руси пользуется греча: "Гречневая каша матушка наша, а хлебец ржаной - отец наш родной". А еще на стол ставили распаренный горох, а то чечевицу или бобы - чем не каша? Раньше кашничали на именинах и на свадьбах, на праздниках и на поминках. "Мы с ним в одной каше", говорили артельщики. С ним каши не сваришь, говорят о человеке, на которого нельзя положиться.

И за столом, и в поле всегда пользовался неизменным уважением дедовский напиток здоровья - ржаной квас. "Квасок попыривает в носок" - оценивали его качество. Чтобы приготовить квас, берут черствый ржаной хлеб и подрумянивают его в духовке. Сухари заливают кипятком на 3-4 часа. Настой процеживают, добавляют дрожжи, сахар, ароматные приправы и оставляют в тепле на 5-6 часов. Когда квас начинает пениться, его процеживают и разливают по бутылям.

Осенины, или как их ещё называют Оспожинки, встречают не один день - чем урожайнее лето, тем богаче, и продолжительнее праздник. Его отмечают хождением в гости, широким хлебосольством. Непременно навещают родителей и поминают предков. Молодожёны просто обязаны погостить несколько дней у тестя с тёщей с родителями молодого мужа для скрепления мирных отношений между семьями.

    Дожали, дожили, Оспожинки встретили!
    Каравая почали, толокна проведали!
    Гостей угостили, богу помолили!
    Хлебушко, расти!
    Времечко, лети, лети -
    До новой весны,
    До нового лета, до нового хлеба!





автор :
Благумил

Родноверческая община "Крина" (г.С-Петербург) :
mailto:rarog@vilan.spb.ru





Рассылки Subscribe.Ru
Подписаться на рассылку
Союза Славянских Общин Славянской Родной Веры



       Вопросы по языческой тематике можно задать на форуме , специально созданном для общения интересующихся язычеством: "Форум Русской Народной Веры". Владелец ресурса "Славянское Язычество" не занимается благотворительностью по части советов и ответов.


       Ресурс "Славянское Язычество" периодически пополняется материалами. Все желающие могут принимать в этом участие, высылая по адресу kradaveles@mail.ru  тематические статьи и стихи собственного или стороннего авторства, а также фотоизображения языческих праздников.


Перепечатка материалов без согласования с авторами — запрещена.
Дублирование фотоизображений без согласования с авторами — запрещено.


HTML-код — для желающих поставить ССЫЛКУ на ресурс "Славянское Язычество".

Славянское Язычество - 468x60 banner

Организуется Московская Славянская Община "Путь Велеса".
Принимаются Славяне, - мужчины и женщины, ставящие во главу
языческо-родноверческого движения прежде всего Веру.
В сети появился форум общины.


Авторы ресурса   paganism.ru :
   c 1999 г. по 2003 г.  
Ярослав Добролюбов,
   c 2003 г.   Крада Велес (Волкова Ирина).







Дружественные ресурсы:


Екатеринбургская община Сварожич Концептуальная Партия Единение Партия Воля Славянское Язычество, - сайт создан в 1999 году, - старейший и крупнейший в сети Языческий ресурс, с 2010 года сайт работает в формате Родноверческой энциклопедии на движке википедии. Официальный сайт Русской Народной Веры. Его цель - восстановление и распространение древней исконной Веры славян, отстаивание Родовых веданий, борьба с чужеродными влияниями. Освещает новости Славянского движения Руси и Европы, страницы Славянской истории, проблемы Родной Веры, расологии, политики и культуры. Орден Велес - Ведовство, Колдовство, Целительство. Московская Школа Гипноза - сайт известного гипнолога Геннадия Гончарова. Фотографии сеансов массового гипноза, конкурса Лучшие Экстрасенсы Мира, проходившего в Японии и выигранного Геннадием Гончаровым. Магазин товаров для Родноверов

Форум Родноверов