Славянское Язычество - история, культура, философия, литература, поэзия, фото-, ...



Комментарии к Велесовой Книге




ПРИМЕЧАНИЕ :
На данный момент историки и лингвисты не пришли к единому мнению о подлинности
большинства фрагментов "Велесовой Книги" и о соответствии истории всех фактов,
которые в этой книге изложены. Вопрос до сих пор остается открытым.
В данной статье, представляющей комментарии к "Велесовой Книге",
изложены наиболее популярные версии трактовок ее текстов.
Публикуется в режиме ознакомления.


См. также:
Правда и вымысел Велесовой Книги
О Велесовой Книге и ее продолжении




Прославление великого Триглава.

  •      Сварог - небесный бог, "дид божий" (дед богов), старший бог Рода Божьего. Сварог входит в Триглав Правь-Явь-Навь, олицетворяя собой Законы Вселенной (Правь), совмещающие в себе Явьи и Навьи силы природы.
    Родом древние славяне называли всю Вселенную, включающую в себя всех богов - и небесных и пепельных. Род выступал в двух ипостасях: как бог Вселенной, и как домашний бог-предок, пращур. В обеих своих ипостасях он упоминается и в Велесовой книге. Род - отец в мать всех богов, в сущности - это сама Вселенная. Род редко выступал как личность, и потому славили не его, а Сварога - мужское воплощение Рода.
    Древние славяне верили в единого небесного Бога Вседержителя, но называли его разными именами (например): Сварогом, Перуном, Свентовитом - и, наконец, Триглавом, то есть - Троицей. Значит, в этой версии триглава, Сварог - Бог отец, Перун - сын, Свентовит - святой дух; они составляют дохристианскую Троицу. Велесова книга говорит о "великой тайне" триединства Перуна, Сварога и Свентовита. Остальные боги подчиняются Небесному Вседержителю.

  •      Белояр, Ладо, Купала, Сенич, Житнич, Венич, Зернич, Овсенич, Просич, Студич, Ледич, Лютич - как названия месяцев года, так и одновременно имена богов, приходящих в эти месяцы и покровительствующих соответствующим сезонным явлениям природы. Далее в тексте дощечки перечисляются боги, покровительствующие также и различным видам деятельности.


    Глава 1.  Исход из Семиречья.

  •      Семиречье - легендарная область, местонахождение которой до сих пор однозначно не установлено. Есть версия, что Семиречье находилось на Южном Урале. Есть версия, что Семиречье располагалось в Киргизии - между озерами Балхаш, Сасыколь, Алаколь и Джунгарским Алатау, а название это, возможно, происходит от семи рек, впадающих в Балхаш. Также есть версии, относящие Семиречье в район, близкий к Алтаю, и даже в район современной северной Индии (штат Пенджаб).
    Несмотря на сказочность рассказа об исходе из Семиречья, срок исхода назван точно: "было это за тысячу триста лет до Германареха". Если учитывать, что жил Германарех в середине IV века н. э., то время исхода определяется серединой IX века до н.э. Этот срок совпадает со сроком, определенным археологами. В это время киммерийская (катакомбная) культура северного Причерноморья уступила место скифской (срубной), бывшей ранее в Средней Азии, что свидетельствует о переселении скифов в Причерноморье.

  •      Готское море - скифы до того, как они начали продвижение к Карпатам, жили не только в Семиречье, но и в низовьях Волги. Судя по данному тексту, по пути к Карпатам они сталкиваются с "готами" у Черного моря. Видимо, под "готами" здесь следует понимать киммерийцев.

  •      Сурица - священный напиток, подобный иранской хоме в индийской соме, употребляемый в ритуальных целях и на празднествах; по одной из версий, это название проиходит от индоевропейского "сурья" - солнце. В "Ригведах" бог Сома (он же одновременно и напиток) выступает в качестве жениха Сурьи, в данном случае дочери Солнца. Этот миф можно интерпретировать и как символическое описание процесса приготовления священного напитка при помощи Хмеля (Хомы\Сомы) и меда, который оставляют на Солнце (Сурье), чтобы он забродил. Также в состав сурицы иногда входило и коровье молоко.

  •      Матерь Сва - священная птица, инкарнация Великой Матери. На санскрите "сва" означает "самосущий", и "Матерь Сва" значит "Сама Матерь, Сущая Матерь", то есть Великая Мать, языческая богородица.

  •      Праславяне ушли из Прародины, чтобы попасть в земной рай. Возможно, стремление переселиться в то "место, где никто не умирает, туда, куда уходят предки после смерти", и было причиною исхода из Семиречья. Возможно также, что мифологические и поэтические представления древних праславян сыграли заметную роль в решении поселиться на новой родине.

  •      Голунь - согласно Велесовой Книге, название местности и города в Скифских степях. Видимо, идентичен геродотовскому Гелону - "большому деревянному городу в земле будинов", в котором во времена Геродота жило скифское племя гелонов, говоривших на греческом и скифском языках и поклонявшихся Дионису. Археологи считают, что этот город - есть обнаруженное ими так называемое "Бельское городище", расположенное на реке Ворскле, притоке Днепра. Площадь городища - 4400 га, оно обведено валом в виде треугольника, обращенного основанием на север, а вершиной на юг. Вал имеет длину 28675 метров и высоту 3-4 метра, глубокие, ныне заплывшие рвы. Возникновение городища археологи относят к началу скифского завоевания Причерноморья, к концу киммерийской эпохи.

  •      Дасу - от "даса", "дясыо" (санскритское "clasa"). В Ригведах - собирательное обозначение врагов Индры, демонов и представителей неарийских племен. Так же и в Велесовой Книге.


    Глава 2.  Русичи в Сирии и Египте.

  •      В середине второго тысячелетия до н.э. в Сирии жили так называемые "митаннийские арии", которые имели много общих черт в религии и культуре с ариями ведийскими, обосновавшимися затем в Индии. Главой пантеона ариев был Индра, как и у соседей - иранцев, судя по всему. Арии появлялись в Сирии примерно в VIII веке до н.э. Тогда они пришли сюда из северного Причерноморья, куда их вытеснили саки и массагеты из Средней Азии. Таким образом, эта дощечка повествует одновременно о нескольких волнах миграция древних ариев.

  •      Геродот - единственный автор, на которого мог бы опереться гипотетический фальсификатор, не оставляет промежутка между вторжением скифов в северное Причерноморье и походом их в Переднюю Азию. Но согласно данным археологии (см. кн. М.И.Артамонова) между этими событиями прошло 200-300 лет. Об этом же говорит и данный текст Велесовой книги. Геродот опирался на легенды, дошедшие в его время до Греции, этим оправдывается схематичность его рассказа. Но гипотетический фальсификатор, у которого кроме трудов Геродота ничего под рукой не могло быть, не мог предвосхитить археологические открытия самого последнего времени (80-е годы 20-го столетия); значит, Велесова книга - подлинник.

  •      Карань - город вблизи Пантикапея (современная Керчь). Ни Геродот, ни Страбон, подробнейшим образом описавшие черноморское побережье, о нем не упоминают. Имя этого городка встречается только один раз в "Истории гетов" Иордана: он поместил поселение Карея между Феодосией и Мирмекнем. Второй раз это имя появляется уже в XV веке, в труде Лоигика Халкондила, рассказавшего о том, как татары переводили черкесов в Боспор, в Карею. Возможно, существует преемственность в названиях: Карань - Кареве - Карея - Керчь.
    Но эпичность повествования и некоторые совпадения позволяют предполагать, что перед нами поздняя переделка более древней легенды о трагедии, случившейся в Передней Азии, в Харране. Приспособление древних легенд для описания недавних событий - общепринятая практика для литературы того (и даже более позднего) времени. Например, "Задонщина" создавалась на основе "Слова о полку Игореве".
    Одной из причин переделки явилось созвучие имен Карань и Харран. В девятом веке название переднеазиатского города Харран, покинутого скифами более тысячи лет назад, уже ничего не говорило новгородским волхвам. Харран - второй по величине город Ассирии. Этот город скифы взяли штурмом в 610 году до н.э. По-видимому, в первоначальном варианте, в этой легенде повествовалось о трагическом событии сирийского периода история скифов, повлекшей за собой гибель Скифского царства в исход скифов из Передней Азии. Согласно Геродоту ("Клио", 106), по прошествии 28 лет владычества скифов над Передней Азией, Кияксар перебил на пиру скифских царей, и таким образом спас свое владычество. Лишившись вождей, скифы были вынуждены покинуть Переднюю Азию.


    Глава 3.  Славянские племена.

  •      Под этнонимом "русы " скрывается одно из славянских племен. По мнению историка В.В.Седова ("Восточные славяне в VI-XIII веках", М., 1982), это племя - скифо-сарматского, иранского происхождения. Велесова книга подтверждает этот вывод, освованный на исторических и топонимических исследованиях. Таким образом, полностью опровергается норманнская версия о происхождение этнонима "русы", берущая начало в "Повести временных лет" ("...идоша за море к варягам, к руси... от этих варяг прозвалася русская земля"). По всей видимости, Нестор, выполнявший заказ великих князей Рюриковичей, потомков варягов - Рюрика, был вынужден попросту вставить эту сентенцию, которую к тому же неверно поняли, поскольку Рюрик был варягом-бодричем, но не норманном.

  •      Эта легенда во многом совпадает с легендой, приведенной в Мазуринском летописце (Полное Собрание Русских Летописей, т. 31, Л., 1968). Видимо, летописец опирался на одну из существовавших тогда "Велесовых книг". Может быть, такая книга хранилась в монастырской библиотеке.
    " (...) Лета 3113 (2578 до н.э.) великий князь Словен поставиша град и именоваша его до имени своем Словенск, иже ныне зовется Великий Новград, нa устье великого озера Ильмера во реце Волхову. И от того времени новогородцы стали именоваться словене (...) ".
    Словена и брата его Скифа упоминает и Иоакимовская летопись, о содержании которой мы можем судить по пересказу Татищева:
    "Славен с братом Скифом (...) и от старшего брата прозвались славяне (...) Славен князь (...) идя к полуночи град великий создал, во свое имя Словенск нарече. А Скиф остался у Понта и Меотса в пустынях обитати (...) и прозвалась страна та Скифия Великая. По устроении Великого града умер Славен князь, а по нем владаху сыново его и внуки много сот лет. И бе князь Вандал, владея славянами, ходя всюду на север, восток в запад морем и землею, многие земли на вскрай моря и народы себе покоря (...). А Вандал (...) вся земля их от моря до моря себе покорил (...)".
    Здесь же говорится, что потомками Славена были новгородские князья, ведущие свой род от сына Словена - Вандала (так Иоаким именует Венда, к имени которого восходят "венеды").
    Видимо, Иоаким не случайно буквально цитирует Велесову Книгу. Он - первый новгородский епискон, он вместе с Добрыней и Путятой крестил Новгород, он грек, культурный и грамотный человек, учившийся в академии, разбиравший там рукописи греческих языческих философов и поэтов. Иоаким вполне мог спасти Велесову Книгу во время устроенного Добрыней погрома в Новгороде, собрать дощечки из разоренных языческих храмов в образуемую епископскую библиотеку. Это очень достоверно и психологически: только он, Иоаким, правдиво описал разгром и резню в Новгороде - в иных летописях крещение описывалось как долгожданное и радостное действо. Только он по-христиански терпимо относился к языческой религии.

  •      В этой дощечке называется срок Карпатского исхода : за 1500 лет до Дира (прибл. 850 г. н.э.), то есть - VIII век до н.э., что достаточно точно соответствует данным истории и археологии. Также можно провести и иной расчет: На Карпатах они сидели 500 лет, потом ушли к Киеву и здесь управлялись вечем еще 500 лет. Потом 200 лет воевали с "языцами" и "костобокими". Потом ушли к ляхам за 100 лет до Германареха (приблизительно 350 г. н.э.). После простого подсчета мы получаем время Карпатского исхода - IX век до н.э. Удивительная точность для определения столь давней даты. Это говорит о непрерывающейся культурной традиции достаточно высокого уровня.

  •      Славяне разделяли общее для всех древних народов мифологическо-поэтическое представление, что небо - это "твердь".


    Глава 4.  Войны с греками и римлянами.

  •      В этой дощечке местность вблизи Боспора Киммерийского сравнивается с Навью. Видимо, пекельное царство - Навь, славянский Аид, праславяне, подобно Гомеру в "Одиссее", помещали вблизи современного Керченского пролива.

  •      Здесь утверждается, что Киев был основан одновременно с Голунью и Сурожем. Возможно, тогда был основан и город авестийского Кея Кавуса около Эльбруса. Тем более что в этой же дощечке говорится, что от времени Кия до основания Киева (здесь уже - на Днепре) прошло триста лет. Так или иначе, но основание Киева на Днепре также отодвигается в глубокую древность - он современник таврского города Сурожа (IV век до н.э.) и города будинов Гелона (Голуни) - скифское и киммерийское время.

  •      Сурож - в IV веке до н.э. поселение тавров. Славян греческие и римские авторы часто называли "тавроскифами". С III века до н.э. по XIV век н.э. Сурож становится греческим городом Сугдеей. В XIII веке н.э. его разрушают татаро-монголы. В сохранившихся древнерусских документах и летописях Сурож упоминается с XIII века, здесь же Черное море часто именуется Сурожским морем.

  •      Xopcунь (Херсонес, Херсон, Корсунь) - древнегреческая колония в Крыму на территории современного Севастополя. В Велесовой Книге утверждается, что основан он славянами. Возможно, что здесь рядом некогда было поселение тавров. Например, Одиссей, согласно поэме Гомера (XIII-VIII век до н.э.), заходит в Балаклавскую бухту и там обнаруживает город тавролестригонов. Согласно данным истории, этот город основан около 422 года до н.э. выходцами из Гераклеи Понтийской с острова Делос. Просуществовал до XII века н.э., был разрушен татаро-монголами.


    Глава 5.  Борьба с готами и гуннами.

  •      Гунны - народ, образовавшийся во II-IV веках н.э. в результате смешения тюркоязычных хунну, в 155-160 годах н.э. пришедших из Джунгарии и из угорских племен Приуралья и Поволжья.

  •      Готы - племена восточных германцев. В начале нашей эры жили на южном побережье Балтийского моря. В конце II века н.э. в союзе с карпами ("карпени" Велесовой книги) и другими совершали набеги на Римскую империю, в Дакию и Малую Азию. С IV века н.э. они стали христианами арианской ветви, у них был епископ - Ульфипс. Тогда же сложился союз племен во главе с конунгом Германарехом.

  •      Германарех - король остготов из рода Амалов, возглавлявший союз германских племен в 351-375 гг. н.э. Основатель так называемой "империи Германареха" - недолго просуществовавшего государства на территории современной Южной Украины. Готский историк Иордан утверждал, что его сравнивали с Александром Македонским, и что его держава простиралась от Балтийского до Черного моря. Погиб в битве с гуннами в 375-376 году н.э.

  •      Воронежец - находился на территории современного Шосткинского района Сумской области (не следует его смешивать с областным центром - Воронежем, основанным в 1586 году). Древнее поселение с названием "Воронежец" здесь существовало, согласно данным летописей, с 1177 года. До сих пор сохранился древний вал, окружающий центральную часть городка. Видимо, основан этот город был раньше, согласно Велесовой Книге - не позднее III-IV века н.э.

  •      Край Антов - край славянского племени антов, "Антия". Согласно хронисту Иордану, "могущественнейшие из антов живут близ лукоморья Понта от Днестра до Днепра" (то есть, по побережью Черного и Азовского морей). Византиец Прокопий Кесарийский (VI в. н.э.) писал о "бесчисленных антских народах". Согласно данным истории, анты в VI веке н.э. проживали на территории от северо-восточного склона Карпат до Дона, северная граница их неизвестна. Считалось, что анты занимали и Киевскую Землю, но Велесова Книга называет Скуфь Киевскую - землю, отличную от края антов.

  •      Скуфь Киевская - земля Киевская. В названии видна преемственность между Скифией и Киевской Землей.


    Глава 6.  Аварское иго, Хазарский каганат и приход варягов.

  •      Варяги - воины-наемники, разбойничьи дружины, состояли преимущественно из представителей скандинавских народов - норвежцев, шведов, финнов, датчан, но также и из представителей народов, живших на побережье Балтийского моря: литовцев, эстов, пруссов и балтийских славян. Они приглашались на службу и славянскими князьями, и византийскими императорами; нередко воины различных национальностей служили вместе (этим можно, кстати, объяснить дружбу бодрича Рюрика и норвежца Олега).

  •      Рюрик - основатель династии Рюриковичей. Гипотезы о нем зачастую противоречат друг другу (по теме см. также: книгу Е.А.Рыдзевской "Древняя Русь и Скандинавия" & Краткие тезисы против "норманской теории" & Миф о князе Рюрике и генеалогическое летосчисление).
    Прототипом Рюрика приверженцы "норманской теории" считали многих норвежских и шведских конунгов, но, видимо, это не так. Как явствует из текста дощечки, о происхождении Рюрика начали спорить еще при его жизни. Новгородские волхвы называли его Эриком, подчеркивая то, что он - иноземец. "Эрик не русич!" - эти слова волхвы обращали к верующим. Заметим, что ни о Германарехе, ни о ком-либо еще волхвы так не говорили: то, что они - не русичи, было понятно без слов.
    Очевидно, Рюрик, претендовавший на княжение в Новгороде, утверждал, что он - русич. И не просто русич, а прямой потомок Славена - первого новгородского князя. Для этого у него были основания: во всех списках "Повести временных лет" Рюрика и его спутников называют варягами-русь - "Свце бо звахуть варагы-русь, яко же друзии зовутся свее (шведы), друзии же оурмани (норманны), инии и готе (готы)".
    Почему же волхвы выступали против Рюрика? Для чего им понадобилось говорить, что он - не русич, и притом - не по крови, а потому, что он нарушает обычаи - убивает купцов? Волхвы, судя по Велесовой Книге, всегда выступали за древнее вечевое демократическое правление, а следовательно - против неограниченной власти князя, потому они и вступили с ним в борьбу. Кстати, не следует понимать Вече как пережиток родового строя, и не нужно верить летописям, в которых вече описывалось как некое шумное сборище, нередко кончавшееся кровопролитием. Летописцы были пристрастны, как правило, они выполняли заказ князей, боровшихся против вечевой власти.
    Но это не значит, что вечевое правление и княжеская власть всегда противоборствовали. Вече - сложный институт народовластия, напоминающий современную конституционную монархию. Княжеская власть в Новгороде передаваяась по наследству, не была ограничена вечем. Князья стремились упрочить свою власть, но им препятствовало вече, мешала и языческая религия, освящающая такой тип правления. Именно поэтому они впоследствии приняли христианскую веру и стали искоренять в народе языческую веру с ее демократическими идеалами. Христианизация Руси была необходима для установления абсолютной монархии, что и произошло в последствии.
    Один из эпизодов этой истории - борьба волхвов с Рюриком. Согласно Иоакимовской летописи, написанной первым новгородским епископом Иоакимом: Гостомысл, оставшись без наследника, погибшего в борьбе с варягами, незадолго до смерти видел сон - ему приснилось, как из чрева средней дочери его Умилы выросло чудесное дерево. Волхвы объяснили ему значение сна: "от сынов ея имать наследити ему, и земля угобзится [гобзиться - богатеть] княжением его".
    Таким образом, Рюрик - это сын Умилы и внук Гостомысла, потомок Славена. Он - ближайший родственник, который и должен наследовать княжеский престол. Не исключено, конечно, и то, что он - самозванец, но это маловероятно. Иоакимовская летопись, на которую опирается гипотеза о бодричском происхождения Рюрика, многим исследователям представляется наиболее беспристрастной. Иоаким - грек; ему незачем было приписывать славянское происхождение Рюрику, он писал смело, без оглядки на киевских князей.
    Впрочем, есть и иные свидетельства. По легенде, приведенной в книге Ксавье Мармье, "Письма о Севере", Рюрик - это сын Годослава, князя бодричей - славянского племени, жившего на побережье Балтийского моря. На это обратил внимание писатель Чивилихин в книге "Память". Видимо, Гостомысл выдал свою дочь за Годослава, а она родила Рюрика. Рюрик - варяг, а "варяжство" - это род занятий, а не имя этнической группы, то есть он не норман, а бодрич - славянин, "варяг-русь". Кстати, и имя его происходит от имени тотема западных славян-ободритов сокола Рарога, инкарнации Огнебога Семаргла. Права Рюрика на престол обосновивались тем, что он - внук Гостомысла и потомок Славена, а значит его власть освящена самими богами. Рассмотрим его "мифологическую родословную.
    Иоакимовская летопись подробно описывает происхождение Гостомысла от прародителя Славена. Она рассказывает о потомке Славена - Вандале (Венде), и о трех его сыновьях Изборе, Владимире и Столпосвете. Потомком Владимира Древнего в девятом колене называет Буривоя, который и был отцом Гостомысла.
    В Велесовой Книге в дощечке "I 6а" и в Иоакимовской летописи Славен называется братом Скифа, прародителя скифов и вендов: "И были князья Славен с братом его Скифом". Теперь обратимся к "Истории" Геродота. Согласно скифским легендам, пересказанным Геродотом, Скифа и его братьев родила полуженщина-полузмея от связи с сыном Зевса - Гераклом. В другом варианте генеалогической легенды, приведенной Геродотом, рассказывается о том, что дочь реки Борисфен (Днепра) и Зевс родили Таргитая, а тот родил прародителя скифов - Колаксая. Распутаем клубок этих легенд. По всей видимости, от Роси (дочери Борисфена-Днепра) и Перуна (Зевса) в славянском варианте мифа был рожден Тарх Дажьбог (он же - скифский Таргитай, малоазиатский Аполлон Таргелий). И уже Дажьбог, сын Перуна (у Геродота - Геракл, сын Зевса), родил Скифа и Славена (у Геродота: Скифа, Агафирса и Гелона), Родились они от связи Дажьбога и полуженщины-полузмеи, то есть - от Марены. Oт Дажьбога и Живы, согласно реконструкции "Песни птицы Гамаюн", родились Кисек и Орей (последний - отец Кия, Щека и Хорива). Во времена Рюрика потомков Дажьбога и Живы - князей полян, чехов и хорват уже не было. Киев был подчинен Хазарии, хорваты были под Византией, чехи задолго до этого пережили многих завоевателей. Да и княжение у бодричей прервалось на отце Рюрика Родославе, убитом Готфридом Датским.
    Гостомысл был последним потомком славянских князей из древнего рода, берущего начало от самого Дажьбога и Марены. Смена династии тогда еще не привела к пресечению рода, поскольку Рюрик, пусть не по мужской линии, но все же - внук Гостомясла. Этот род, согласно древним легендам, насчитывает около трех тысяч лет (согласно данным летописей - с VI-VII века н.э.), пресекся только в XVI веке в "смутное время", когда династия Рюриковичей сменилась династией Романовых.



    автор:
    Александр Игоревич Асов (Бус Кресень)


    [ сканирование & подготовка/правка материала :
      Лютобор & Ярослав Добролюбов (соответственно)
    ]






    Рассылки Subscribe.Ru
    Подписаться на рассылку
    Союза Славянских Общин Славянской Родной Веры



           Вопросы по языческой тематике можно задать на форуме , специально созданном для общения интересующихся язычеством: "Форум Русской Народной Веры". Владелец ресурса "Славянское Язычество" не занимается благотворительностью по части советов и ответов.


           Ресурс "Славянское Язычество" периодически пополняется материалами. Все желающие могут принимать в этом участие, высылая по адресу kradaveles@mail.ru  тематические статьи и стихи собственного или стороннего авторства, а также фотоизображения языческих праздников.


    Перепечатка материалов без согласования с авторами — запрещена.
    Дублирование фотоизображений без согласования с авторами — запрещено.


    HTML-код — для желающих поставить ССЫЛКУ на ресурс "Славянское Язычество".

    Славянское Язычество - 468x60 banner

    Организуется Московская Славянская Община "Путь Велеса".
    Принимаются Славяне, - мужчины и женщины, ставящие во главу
    языческо-родноверческого движения прежде всего Веру.
    В сети появился форум общины.


    Авторы ресурса   paganism.ru :
       c 1999 г. по 2003 г.  
    Ярослав Добролюбов,
       c 2003 г.   Крада Велес (Волкова Ирина).







    Дружественные ресурсы:


    Екатеринбургская община Сварожич Концептуальная Партия Единение Партия Воля Славянское Язычество, - сайт создан в 1999 году, - старейший и крупнейший в сети Языческий ресурс, с 2010 года сайт работает в формате Родноверческой энциклопедии на движке википедии. Официальный сайт Русской Народной Веры. Его цель - восстановление и распространение древней исконной Веры славян, отстаивание Родовых веданий, борьба с чужеродными влияниями. Освещает новости Славянского движения Руси и Европы, страницы Славянской истории, проблемы Родной Веры, расологии, политики и культуры. Орден Велес - Ведовство, Колдовство, Целительство. Московская Школа Гипноза - сайт известного гипнолога Геннадия Гончарова. Фотографии сеансов массового гипноза, конкурса Лучшие Экстрасенсы Мира, проходившего в Японии и выигранного Геннадием Гончаровым. Магазин товаров для Родноверов

    Форум Родноверов