Славянское Язычество - история, культура, философия, литература, поэзия, фото-, ...
Союз Славянских Общин


ПИСАНКИ.


Журнал «Наука и религия» № 3 1968 г., стр. 52-53.


Г. Холошевская, заведующая научным сектором отдела истории религии и атеизма
Львовского исторического музея.


Сканирование, распознавание, вёрстка под Интернет:
Крада - Ирина Волкова, 2007 г.


kradaveles@mail.ru





Предисловие.

Здравия, друзья! Вашему вниманию предлагаю старую статью Г. Холошевской, ещё советских времён, про украинские писанки – крашеные яйца, как элемент древней языческой культуры, вошедший в современную христианскую обрядовость. Цветная иллюстрация с обложки журнала прилагается. Писанка - не просто красивая забава славян и иных народов, а древний оберег счастья, благополучия, удачи, достатка. Иными словами говоря, это часть нашей исконной родной традиции и веры.

Крада - Ирина Волкова kradaveles@mail.ru






На фото вы видите знаменитые украинские писанки. Народные умельцы из села Криворивня, что на Гуцульщине, у самых Карпат‚ искусно расписали обычные куриные яйца тончайшим красочным орнаментом – и они превратились в миниатюрные произведения народного искусства.

Много десятилетий назад в Криворивню – в предгорья Карпат‚ на берег шумного Черемоша – любил приезжать великий украинский писатель и мыслитель Иван Франко. Он не уставал любоваться гуцульскими писанками, любил наблюдать, как в руках народного художника рождается неповторимое произведение искусства. А теперь у жителей этого села волнующей традицией стало весеннее посещение домика-музея Ивана Франко‚ когда его памяти дарят самые красивые писанки.

Искусство писанки уходит своими корнями в седую глубь веков. Задолго до того‚ как славяне услыхали о христианской религии‚ у них (как и у многих народов – египтян, индусов, греков‚ этрусков, румын‚ литовцев, латышей и других) был народный обычай раскрашивать яйца‚ почитавшиеся как символ и источник жизни‚ символ солнца‚ дающего жизнь. Раскрашивали яйца весной – когда природа возрождается после зимней спячки. И яркое‚ раскрашенное яйцо становилось как бы маленьким солнышком‚ воплощало в себе радость весеннего оживления, надежду на плодородие, изобилие.

И только гораздо позже христианская церковь присвоила себе жизнерадостное искусство писанки‚ приспособила его к своему главному празднику – пасхе‚ празднику воскресения Иисуса Христа.

Но в народе традиция писанок как художественного творчества продолжала жить самостоятельно. Если пасхальное яйцо‚ специально окрашенное и освящённое к пасхе‚ – это ритуальная принадлежность церковного праздника‚ то писанка – украшение, красивая игрушка, подарок. В большинстве случаев это одна скорлупа, из которой содержимое вылито через две незаметные дырочки.

Писанка – один из видов народного творчества, сродни вышивке‚ резьбе по дереву‚ керамике и т. д., изделия которых служат прежде всего удовлетворению эстетических потребностей человека. Когда осторожно берёшь в руки невесомую скорлупку писанки и, поворачивая, разглядываешь её‚ – кажется, будто сама душа народа раскрывает свои самые чуткие порывы‚ чистые мысли‚ богатую фантазию.

Искусство писанки широко распространено на Украине. Но особенно славятся прикарпатские мастера. Живописная природа этого края‚ богатство природных красок‚ как в фокусе‚ концентрируются на яичной скорлупе под кистью искусников из Космача, Выдынова, Верховины, Криворивни и других сёл.

Это мастерство имеет свою выверенную веками технологию, свои рецепты красок‚ свои инструменты. Если яйцо просто окрашено в один тон – это крашанка. Если на однотонный фон нанесены разноцветные пятнышки‚ – это крапанка. Если яйцо сначала окрашено, а потом узор процарапан металлическим остриём‚ – это дряпанка (царапать по-украински – дряпать). А яйцо‚ расписанное орнаментом или рисунками, – это собственно писанка.

Посмотрите внимательно на их узоры – они различны. Орнаменты бывают геометрические, растительные, животные, предметно-бытовые, их видов бесчисленное множество, и располагаются они по-разному. Основные линии делят скорлупу на секторы, треугольники, квадраты, медальоны‚ полосы. А как ровно‚ симметрично расположены детали‚ как ритмично повторяется главный мотив! Характерен красочный колорит писанок: красновато-жёлтый рисунок на чёрном фоне‚ главные линии светлые – белые‚ розовые, голубые, зелёные. Щедрая природа прикарпатского края отражена на писанках цветами, листьями, ветками, колосками. Животный мир – изображения коней‚ оленей‚ зайцев‚ уток‚ кукушек, голубей, рыб; иногда изображают не само животное‚ а его характерный символ – бараньи рога‚ заячьи уши‚ гусиные лапки.

Писанки органически входят в жизнь и быт гуцулов, в их обычаи‚ широко отображены в фольклоре.

По обычаю далёких предков писанки кладут на могилы близких. Поодиночке или нанизывая гирляндами, их вешают как украшение в доме‚ обычно на парадной стене‚ прямо против входной двери. Писанка – это и желанный подарок, часто с определённым значением: девушка дарит писанку своему избраннику.

Сокровищницей народных писанок стал Львовский музей этнографии и художественного промысла. Здесь собрана уникальная коллекция, насчитывающая более 11 тысяч хрупких экспонатов. Каждый‚ кто побывает на Гуцульщине, увозит в память об этом чудесном крае красочный, хрупкий сувенир – писанку.





автор:
Г. Холошевская, заведующая научным сектором отдела истории религии и атеизма Львовского исторического музея.
Журнал «Наука и религия» № 3 1968 г., стр. 52-53.





Рассылки Subscribe.Ru
Подписаться на рассылку
Союза Славянских Общин Славянской Родной Веры



       Вопросы по языческой тематике можно задать на форуме , специально созданном для общения интересующихся язычеством: "Форум Русской Народной Веры". Владелец ресурса "Славянское Язычество" не занимается благотворительностью по части советов и ответов.


       Ресурс "Славянское Язычество" периодически пополняется материалами. Все желающие могут принимать в этом участие, высылая по адресу kradaveles@mail.ru  тематические статьи и стихи собственного или стороннего авторства, а также фотоизображения языческих праздников.


Перепечатка материалов без согласования с авторами — запрещена.
Дублирование фотоизображений без согласования с авторами — запрещено.


HTML-код — для желающих поставить ССЫЛКУ на ресурс "Славянское Язычество".

Славянское Язычество - 468x60 banner

Организуется Московская Славянская Община "Путь Велеса".
Принимаются Славяне, - мужчины и женщины, ставящие во главу
языческо-родноверческого движения прежде всего Веру.
В сети появился форум общины.


Авторы ресурса   paganism.ru :
   c 1999 г. по 2003 г.  
Ярослав Добролюбов,
   c 2003 г.   Крада Велес (Волкова Ирина).







Дружественные ресурсы:


Екатеринбургская община Сварожич Концептуальная Партия Единение Партия Воля Славянское Язычество, - сайт создан в 1999 году, - старейший и крупнейший в сети Языческий ресурс, с 2010 года сайт работает в формате Родноверческой энциклопедии на движке википедии. Официальный сайт Русской Народной Веры. Его цель - восстановление и распространение древней исконной Веры славян, отстаивание Родовых веданий, борьба с чужеродными влияниями. Освещает новости Славянского движения Руси и Европы, страницы Славянской истории, проблемы Родной Веры, расологии, политики и культуры. Орден Велес - Ведовство, Колдовство, Целительство. Московская Школа Гипноза - сайт известного гипнолога Геннадия Гончарова. Фотографии сеансов массового гипноза, конкурса Лучшие Экстрасенсы Мира, проходившего в Японии и выигранного Геннадием Гончаровым. Магазин товаров для Родноверов

Форум Родноверов