Славянское Язычество - история, культура, философия, литература, поэзия, фото-, ...



Парные описательные символы славянской мифологии




Помимо богов и духов, в славянской мифологии есть также и особые мифологические описательные элементы, представляющие собой часть мироописательной системы языческого мировоззрения.

Элементы данного уровня мифологии характеризуются наибольшей (по сравнению с богами и духами) абстрогированностью функций, что позволяет рассматривать их иногда как пресонификацию членов основных противопоставлений; Доля, Лихо, Правда, Кривда, Смерть  или соответствующих специализированных функций, например Суд. Славянские данные и свидетельства других более архаичных индоевропейских мифологий позволяют видеть в этих наименованиях отражения древнего слоя мифологических представлений праславян. Многие из этих персонажей выступают в сказочных повествованиях в соответствии со временем бытования сказки и даже с конкретными жизненными ситуациями (например, "Горе-Злосчастье ").

В славянской мифологии мир описывался системой основных содержательных двоичных противопоставлений, определяющих пространственные, временные, социальные и тому подобные характеристики. Таковы: счастье (Доля) - несчастье (Недоля)  и жизнь - смерть.

Божество дарует жизнь, плодородие, долголетие - такова богиня Жива  у балтийских славян и Род  у восточных. Но божество может приносить и смерть; мотивы убийства связаны в славянской мифологии с Чернобогом и Перуном. Воплощениями смерти и болезни были Навь, Марена (Морена), собственно Смерть  как фольклорный персонаж и класс низших мифологических персонажей: Мара (Мора), Кикимора и т.д.

Символы жизни и смерти в славянской мифологии - живая и мертвая вода , дерево жизни и спрятанное около него яйцо с кащеевой смертью, или море и болото, куда ссылаются смерть и болезни.

Чет - Нечет  - самое абстрактное и формализированное выражение всей серии мифологических противопоставлений, элемент описания всей славянской мифологии. Оно предполагает вычленение благоприятных (четных) и неблагоприятных (нечетных) чисел, например дней недели: четверг связан с Перуном, пятница - с Макошью. Целостные числовые структуры в славянской мифологии - троичные, четверичные, седмеричные, девятеричные, двенадцатеричные (как продолжение ряда 3-4-7). Несчастливые нечетные числа, половину, дефектность характеризуют отрицательные понятия и персонажи, например, число тринадцать и Лихо одноглазое.

Противопоставление правый - левый  лежит в основе древнего мифологизированного права (право, правда, справедливость, правильный и т.п.), гаданий, ритуалов, примет и отражено в персонифицированных образах Правды  на небе и Кривды  на земле.

Противопоставление мужской - женский  соотносится с оппозицией правый - левый  в свадебных и похоронных ритуалах (где женщины оказываются слева от мужчин).

Противопоставление небо - земля  воплощено в приурочивании божества к небу, а человека и низших мифологических персонажей, связанных со смертью к земле (Русалочки-Земляночки и сами покойники).

В противопоставлении суша - море  особое значение имеет море - место пребывания многочисленных преимущественно женских персонажей; жилище смерти, болезней, куда их отсылают в заговорах. Его воплощение - море, море-океан, Морской царь и его 12 дочерей, 12 лихорадок и т.п. Положительный аспект выражается в приходе весны и солнца из-за моря.

Противопоставление огонь - влага  воплощается в мотивах противоборства этих стихий и в таких персонажах, как Огненный Змей (в русских былинах о Волхе Всеславьевиче, в сказках и заговорах, в сербском "Эпосе о Змее Огненном Волке"), Огненная птица (сказочная Жар-птица, словацкая "птица-огневик", птица Страх-Рах в русских заговорах с ее иссушающими вихрями и т.п.). Особую роль играет "живой огонь" в многочисленных ритуалах, обрядах сожжения, возжигания костра и обрядах вызывания дождя, культ колодцев и т.п. Огонь и вода соединяются в образах Перуна, Купалы, огненной реки и т.п.

Мифологическим воплощением противопоставления день - ночь  являются ночницы, полуночницы и полудницы, Зори - утренняя, полуденная, вечерняя, полуночная.

В противопоставлении зима - весна  особое значение имеет Весна, связанная с мифологическими персонажами, воплощающими плодородие - Ярила, Кострома и т.д., а также с обрядами похорон зимы и отмыканием весны, с растительными и зооморфными символами.

Противопоставление солнце - луна  воплощается в мифологическом мотиве брачных отношений Солнца и Месяца. Один из наиболее древних общеславянских образов - образ солнца-колеса, а также каравай-солнце и образ солнца на вершине Мирового Древа.

Противопоставление старый - молодой  подчеркивает различие между зрелостью, максимум производительных сил, и дряхлостью; что сравнивается с мифологической парой "юноша - старик" в весенних обрядах. Особую роль в славянской мифологии играли старухи-ведьмы типа Бабы-Яги и плешивого старика, деда и т.п. С противопоставлением "старый - молодой" связана оппозиция "предки - потомки" и ритуалы поминовения предков, а также оппозиция "главный - неглавный" (например, стандартизация роли младшего брата в сказках).

Противопоставление священный - мирской  отличает сферу сакрального, наделенного особой силой, от сферы бытовой, профанической, лишенной этой силы.

Описанный набор элементов славянской мифологии (как основных противопоставлений, так и мифологических персонажей) может реализовываться в текстах разного рода - эпосах, сказках, заговорах, отдельных речениях, относящихся к приметам, проклятиям и т.п. Такие обряды, как хождение с козой, гонение змей, заклание ильинского быка, сожжение скота, коровья смерть, завивание бороды (Велесу), вызывание дождя, окликание звезд, юрьевские и купальские праздники и т.д., позволяют восстановить многие мифологические мотивы и установить связь мифов с обрядами, в которых также реализуются эти мотивы.



автор :   Княгиня






Рассылки Subscribe.Ru
Подписаться на рассылку
Союза Славянских Общин Славянской Родной Веры



       Вопросы по языческой тематике можно задать на форуме , специально созданном для общения интересующихся язычеством: "Форум Русской Народной Веры". Владелец ресурса "Славянское Язычество" не занимается благотворительностью по части советов и ответов.


       Ресурс "Славянское Язычество" периодически пополняется материалами. Все желающие могут принимать в этом участие, высылая по адресу kradaveles@mail.ru  тематические статьи и стихи собственного или стороннего авторства, а также фотоизображения языческих праздников.


Перепечатка материалов без согласования с авторами — запрещена.
Дублирование фотоизображений без согласования с авторами — запрещено.


HTML-код — для желающих поставить ССЫЛКУ на ресурс "Славянское Язычество".

Славянское Язычество - 468x60 banner

Организуется Московская Славянская Община "Путь Велеса".
Принимаются Славяне, - мужчины и женщины, ставящие во главу
языческо-родноверческого движения прежде всего Веру.
В сети появился форум общины.


Авторы ресурса   paganism.ru :
   c 1999 г. по 2003 г.  
Ярослав Добролюбов,
   c 2003 г.   Крада Велес (Волкова Ирина).







Дружественные ресурсы:


Екатеринбургская община Сварожич Концептуальная Партия Единение Партия Воля Славянское Язычество, - сайт создан в 1999 году, - старейший и крупнейший в сети Языческий ресурс, с 2010 года сайт работает в формате Родноверческой энциклопедии на движке википедии. Официальный сайт Русской Народной Веры. Его цель - восстановление и распространение древней исконной Веры славян, отстаивание Родовых веданий, борьба с чужеродными влияниями. Освещает новости Славянского движения Руси и Европы, страницы Славянской истории, проблемы Родной Веры, расологии, политики и культуры. Орден Велес - Ведовство, Колдовство, Целительство. Московская Школа Гипноза - сайт известного гипнолога Геннадия Гончарова. Фотографии сеансов массового гипноза, конкурса Лучшие Экстрасенсы Мира, проходившего в Японии и выигранного Геннадием Гончаровым. Магазин товаров для Родноверов

Форум Родноверов