Славянское Язычество - история, культура, философия, литература, поэзия, фото-, ...



Вера и мифология




Глава из "Книги Природной веры".



1.  Правда сильна верою, а вера правдою. С развитием природных учений, возникает и осознается вера, которая для многих язычников есть стержень, опора сознания, позволяющая судить о правильности поступка и всего пути в целом.
Многие люди верят не потому, что нелепо (credo quia absurdum), а потому, что для человека правильно доверять и верить своей земле, небу, свету, теплу, родителям, прадедам, и вообще течению времени. Со всем этим, вера связует душу. Такая вера - живая драгоценность, дающая вечный источник силы и вдохновения. Здесь мы рассмотрим - что есть языческая вера и через какие деяния она проявляется.

Вера дает особое отношение к мифу. Миф без веры - сказка древних, не более, чем повод для художественного творчества и поэтических сравнений. Без веры миф мертв. Без веры его изучают представители гуманитарных наук так же как антропологи изучают скелект вымершего животного. Такое изучение вряд ли может дать всю полноту знания.
Посмотрим, какие выводы делают ученые о жизни мифов. В прошлом веке известный английский исследователь первобытной культуры Э.Тайлор провел классификацию мифов. Он разделил мифы на отражающие природные явления, на объяснительные (устройство мира), на мифы, основанные на искаженных описаниях действительности, мифы с участием легендарных (исторических) личностей, а так же мифы, распространяющие этические и политические учения. Можно, разумеется привести и другие виды классификаций. Миф оказывается очень пластичным образованием, и даже само определение мифа оказывается различным у различных ученых.

Что же для ученых есть миф? На эту тему есть множество мнений: Миф есть посредник между человеком и его страхом; Миф - это обломки другой правды, восходящие к другому типу культуры (а предрассудки - осколки былых истин); Миф - это аллегория и иносказание (Бэкон); Миф - это примитивная наука для объяснения обрядов (Фрезер); Миф - небылица в лицах (немецкая школа Гримма); отражение исторических событий (Геродот). Миф - это образы, закрепленные в слове и ставшие достоянием коллектива. Миф всегда и обязательно есть реальность... он не выдумка (Лосев).
Афанасьев полагал, что мифы рождаются из-за потери первоначального смысла слов, так что в устойчивых словосочетаниях люди стали принимать одни слова за другие, что привело к появлению фантастических связей предметов, а далее, поскольку эта фантастика не могла быть объяснена, возникла языческая вера.
И так далее, каждый исследователь своего времени добавил свою фразу, авторство многих из них уже потеряно. Все это творчество ни сколько не приближает нас к пониманию мифа. Жажда понимания остается не удовлетворенной, а тайна сути мифа не раскрытой.

Таким образом, про миф можно сказать много связных и логичных слов. Но, при всем этом, миф не может быть понят в рамках отстраненного подхода. Когда ученый желает видеть и понимать миф снаружи, он не может найти то, что увидел бы изнутри, если бы проникся этим мифом и жил им. Причина такого одностороннего взгляда состоит в том, что наука желает понять миф разумом, в то время как миф опирается и управляет бессознательным началом человека. И в обществах, где господствует чистый разум, где рассудок абсолютно господствует над духом, мифы не рождаются, там рождаются лишь сплетни. В научной среде, рождение мифа возможно только на самой границе человеческого познания, где разум не имеет опоры и где он вступает в мир догадок.
Поэтому наука не дала нам ответы на жизненно важные для нас вопросы. Что есть миф? Как переживал миф тот, кто в него верил? И даже нет ответа на вопрос: какие были и какие есть у славян мифы?

2.  Признав неполноту аналитического подхода к постижению мифа, мы можем выбрать совершенно иной путь. Работа с мертвым мифом оказалась для нас совершенно бесполезной, поэтому мы будем работать с мифом живым. "Работа с мифом живым" означает мифотворчество. Под "мифотворчеством" будем понимать не сознательный обман народа или сознательное фантазирование.
Во-первых, под мифотворчеством мы будем понимать реконструкцию мифа. Современным мифотворчеством является стремление выстроить наши мифы на основе известных источников и волшебных сказок. Такую попытку, например, сделал Бус Кресень в "Песнях птицы Гамаюн" и в "Звездной книге Коляды". Нет сомнения, что наши волшебные сказки произошли от наших древних мифов. И это оправдывает мифотворчество как реконструкцию.
Во-вторых, под мифотворчеством мы будем понимать бессознательный, чувственный процесс переживания мифа, в котором он эмоционально переживается и неизбежно дополняется новым пониманием, и возникновением новых образов. Они сперва носят художественный характер, но потом могут приобрести характер и религиозный, (перейти из состояния легенды в состояние мифа).

3.  Чтобы работать с мифом живым, нужно хотя бы частично доверять и подчиниться ему. Чтобы это произошло, надо выйдти из потока обыденного бытия и сменить состояние психики с обыденного на необыденное. Наиболее полно этого добивается талантливый артист или шаман в процессе камлания. Он помещает себя внутрь мифа и становится в нем действующим лицом. Соответственно, его мифологическая картина несколько изменяется в зависимости от его деяний. Для иллюстрации этого, сделаем переход в мифологическое состояние посредством смены стиля изложения материала. Приведем фрагменты дневника.

"... Благословенный месяц август. Отпуск, отдых. Предаюсь откровенному безделью. Брожу по лесу, купаюсь, созерцаю поля и облака, жгу костер, смотрю на звезды, на лунную дорожку на воде... Через несколько дней такой жизни, когда мысли пришли в состояние покоя и чувство городской повседневности отступило, невольно пришли рассуждения о смысле жизни: Что может оправдать созерцательную жизнь, когда главноым оказывается сопереживание всему тому, что происходит в Природе? Почему хочется рассматривать формы облаков или старания насекомого, слушать как плещется рыба, ловить запах хвои или ждать в ночи падающей звезды?
Если не думать об извлечении из всего этого пользы, то невольно приходится рассуждать о тайных связях и смысле мироздания. Что соединяет все эти явления, большие и малые, мгновенные и вечные? Что соединяет меня с ними, и что дает всему сущему объяснение и оправдание?
Разум не может дать ответы на эти вопросы. Он просто отказывается от таких вопросов, полагая их неверно поставленными и ненужными. Но человек не только логически мыслит, он и чувствует. Его мозг слагается из двух равных частей, отвечающих за то и за другое, и мудрость в том, чтобы знать: где и сколько надо прикладывать практического разума, а где правильно обходиться лишь эмоциями, чувством, внутренним чутьем?
Чувствами мы тоже познаем мир, как и разумом. Чувства имеют свой характер развития. Чувства осмысляются по своему - по чувственному. Тот заключительный вывод, который нам дают чувства, мы понимаем уже в словах, и можем назвать его мифом, если зрелость наших чувств признали те, кто нас окружает. Во всяком случае, это не сказка и не фантазия. Чувственный опыт такая же реальность, как и опыт логический части нашего разума.
Созерцательный образ жизни может быть понят и оправдан только через мифологическое мышление. Через мифологию жизнь и обретает смысл...
Проведя несколько дней в таких рассуждениях, которые проистекали сами собой, я вдруг почувствовал необходимость что-то написать мифологическое, связанное с богом Велесом. Почему-то для этого надо было сесть в лодку и поплыть по ночному озеру. И вот ночь, лодка, вода, темнота, звезды, и вечность. Ничто не торопит, а мысли все текут сами.
Невольно перед глазами всплыл Девий камень из Голосового оврага, что рядом с Коломенским. Потом появился с длинными каштановыми волосами и без бороды высокий молодой бог. В одной руке он держал продолговатый камень, в другой посох, и улыбался. И я знал, что это был Велес в начале своего времени. Потом возникла толща воды, темная от ила и семян водяных трав. Невольно подумалось о тяжести и о чем-то грязном, привнесенном в эту воду людьми. И кто-то особенно тяготится всем этим. И это была хранительница - берегиня Лядна. Она веками охраняла этот берег и эту воду от смешения и превращения в болото, в трясину, во что-то неопределенной, потерянной природы. Сегодня ей особенно трудно, ее страшит и давит изуродованная земля и грязная вода. Где-то рядом, в темной толще воды страдает затравленная людьми богиня...
И вдруг зрительные образы исчезли, а вместо них появилось сразу много слов, которые все были сказаны разом. Сказанные, они лежали в памяти как бы в неком свитке, там их надо было развернуть, прочитать и несколько привести в порядок. Свиток, ни кем никогда не читался, но я почему-то уже догадывался о его содержании, и это знание было зыбко, оно давалось только на ограниченное время.
Тогда стало ясно, что созерцание закончилось, и надо действовать, надо писать. Подналег на весла, греб сильно но плавно - берег свиток. Дома взял бумагу и начал писать, понемногу и на мысленную ощупь разворачивая свиток внутри себя и узнавая его содержание. При этом очень боялся уснуть или развернуть свиток быст-рее, чем пишу, потому, что все прочитанное быстро покидало память... "

Приведенный сюжет не вымысел, он действительно имел место. Приводится он здесь как пример опыта мифотворчества, того начала, которое может предшествовать рождению мифа. Возникший при этом миф: "Слово берегини Лядны".

4.  Обобщая этот пример, можно сказать, что миф рождается в мистическом видении, когда практический разум усыплен. Миф есть обозначенная словами "шапка", которая венчает огромную гору бессознательных сотояний, переживаемых многократно и многими людьми. Эти состояния строго принадлежат своему народу в своем историческом времени. Без понимания и умения переживать эти состояния, разбор мифа оказывается пустой затеей, философской глупостью.
Таким образом, для своего народа миф оказывается языком выражения духовных ценностей. Другим же народом он не может быть столь же целостно понят, а всякое его толкование будет лишь личным творчеством, философским или научным взглядом извне.

5.  Есть бескрайний и непочатый раздел науки на стыке психологии и мифологии, который еще ждет своего воплощения. Пришло время тезисно очертить его.

Живой миф способен регулировать наравственные отношения. Но записанный в виде документа, миф не является кодексом. Не обладая полнотой кодекса законов, миф предполагает обладание полнотой своих функций внутри  человека. Миф есть сакральный опыт, который всегда предполагается, всегда молчаливо присутствует в своей вере и культуре. Он закрепляется в душе человека. Он управляет и повелевает через бессознательное мышление, поскольку сам есть его высшее порождение. Миф придает устойчивость пирамиде бессознательного мышления, которое имеет разные уровни, различимые по степени громоздкости, эмоциональности и логичности.
Миф оказывается тем буфером, через который идет обмен между сознанием и подсознанием. Соответственно он определяет качество обмена. И если какие-то духовные сущности воздействуют на наше подсознание, они вынуждены считаться с нашей мифологической системой. Они ею регистрируются и селектируются. Мифологическая система - это своеобразный фильтр, работающий в объеме подсознания. Эта система есть подобие "стража" Фрейда, который не пропускает скотские побуждения цивилизованного европейца из подсознания в сознание. Во фрейдовском понимании подсознание - это хаос страстей. По нашим представлениям, миф структурирует подсознание и является стражем на пути из сознания вглубь разума человека.

Система мифов есть ключевой элемент веры. Мы можем говорить о ценностях веры, когда человек несет на своем подсознании такую группу мифов, которая позволяет ему разрешать духовные проблемы и противостоять экспансиям извне. По этим причинам, присутствие в сознании человека мифологической картины является вполне желательным. Без такой картины человек лишен возможности разобраться в себе, утвердиться во мнении и противостоять дурным психическим влияниям. Возможно, что такие распространенные состояния психики как депрессия и психическое истощение связанны с ослаблением жизнеутверждающей мифологической картины в подсознании.

Люди с разными системами мифологии не найдут общего языка. Именно поэтому важно, чтобы наш народ был носителем близких и взаимоприемлемых систем мифологии. Народы с противоположными системами мифологий могут оказаться враждебными друг другу; впоследствии, свою мифологическую несовместимость они так же запечатлевают в мифах - как например, Ригведа запечатлела битву Индры с Вритой.
Можно находить сколько угодно материальных причин войны древних ариев против аборигенов древней Индии, но они никогда не дадут ответа на самый простой вопрос: почему же арии не дрались отчаянно друг с другом за те же материальные блага, а находили себе именно такого соперника, который был с их точки зрения инакомыслящим ? Механизм: "свои - чужие" во все времена являлся самым действенным механизмом в организации агрессии. При этом, у "чужих" обязательно найдется какой-либо инородный мифологический элемент - на основе него они думают и поступают не так, как "свои".

Таким образом, мифологические представления, (привитый с детства комплекс мифов), не только определяют жизнь отдельного человека, но и решает судьбу народов, двигают мировую историю. Таково значение мифов, которое не утратилось и по сей день. Современность так же живет мифами, которые управляют государствами и движением материальных средств (например мифы о советской угрозе, мифы на тему русофобии или мифы о всесилии мирового масонства).

6.  Теперь уточним понятие веры. Вера есть явление большее, чем система живых мифов на которую она опирается.
Мы уже установили, что миф  следует рассматривать как живое явление, живущее в людях и распологающееся на границе сознательного и бессознательного в каждом человеке. Через эту границу миф входит в сознание человека, откуда он сегодня изгоняется обратно, ибо не выдерживает рационального подхода, который предъявляет мифу большинство людей. Роль мифа - защиту подсознания, у них выполняет разум и рациональное мышление, которое стремится запереть подсознание.

Рационалист с запертым подсознанием обычно лишен совести. С мифами может работать только тот, у кого чистая совесть (не перекрыта связь сознания и подсознания), и кто понимает слабость и тщету корыстных устремлений большинства обычных граждан. Такие люди в большей или меньшей степени отстраняют себя от мира. Они становятся носителями мифов или носителями веры. Их образ жизни начинает отражать их мифологическую картину. Они совершают действия, аллегорически или буквально отражающие мифологические деяния. Часть из этих действий рождается подсознанием и не получают прямого рационального объяснения, но при этом все сходятся в необходимости их совершения, ибо этого требуют их души. Так происходит много лет и - после  того, как ряд действий усваивается и становится общим для носителей веры. Эти действия начинают пониматься как обряд. Иные из этих действий оказываются приуроченными к календарным датам и потому становятся периодически повторяемыми ритуальными действиями.
Подчеркнем, что такие обрядовые действия возникают как духовная практика носителей мифов, она вытекает и требуется их подсознанию. Подсознанием же управляют боги и духи, которые проходят в него в согласии с мифологической картиной сознания. Все это происходит одновременно: боги и духи входят в подсознание и стучатся из него в сознание человека. Одновременно формируется своеобразный мост из системы мифов, который пускает или не пропускает их к управлению человеческими поступками и движениями, и одновременно формируется система ритуальных действий, понимаемых как обряд. Все это внутри индивидуума вместе : боги, система мифов и система обрядов (календарных праздников) объединяется словом вера. Достоверность этой триады в рамках веры безусловна. В нее верят. Она присутствует в ежедневных деяниях.

Вера всегда рождается как таинство, непостижимое для ее создателей. Говорить, что древние знали глубокий смысл ритуалов, а потомки забыли этот смысл и повтряют ритуалы механически - не всегда верно. Скорее, верно то, что те, кому открылся тот или иной ритуал, переживали  его совсем иначе, чем те, кто перенял его и усложнил по своей вере.
В языческой природной вере боги, мифология и обряды неразрывно связаны с родной землей и Природой, которая есть одновременно дом и пространство действий человека и богов.
Отметим, что мифы внутри всякой веры собственно "мифами" как правило не называются. Для них существуют другие понятия, такие как: писание, откровение, слово божье, или на худой конец - легенда, предание. Поэтому термином "миф" мы пользуемся здесь с определенной долей условности.

7.  Сегодня мы должны оттолкнуться от древнего мифа и перейти к современности. Нам нужен древний миф потому, что современные мифы не красивы и поэтому не содержат искомого потенциала. С другой стороны, мы чувствуем себя продолжателями первых открывателей этических истин эпохи далеких тысячелетий, когда человечество стояло перед своим первым рывком в культуру. Сходство нашего и того времени обусловлено тем, что, по мнению некоторых язычников, современная цивилизация не содержит идеи своего спасения, и ее надо снова находить. Идеи, типа призыва ко "всеобщему покаянию перед грядущим апокалипсисом", или перед "опасностью мусульманизации белой расы" не дадут никакого разрешения конфликта между цивилизацией, природой человека и Матерью-Землей. С точки зрения язычников, спасительная идея может быть получена только оттуда, откуда ее получали далекие предки - из Природы. Люди должны чаще возвращаться к ней, тогда они могут получать нужные им сегодня мифы.


автор: Велимир
Община "Коляда Вятичей"

142092, Московская обл.,
г. Троицк - 1, а/я - 3,
Сперанскому Н.Н.





Рассылки Subscribe.Ru
Подписаться на рассылку
Союза Славянских Общин Славянской Родной Веры



       Вопросы по языческой тематике можно задать на форуме , специально созданном для общения интересующихся язычеством: "Форум Русской Народной Веры". Владелец ресурса "Славянское Язычество" не занимается благотворительностью по части советов и ответов.


       Ресурс "Славянское Язычество" периодически пополняется материалами. Все желающие могут принимать в этом участие, высылая по адресу kradaveles@mail.ru  тематические статьи и стихи собственного или стороннего авторства, а также фотоизображения языческих праздников.


Перепечатка материалов без согласования с авторами — запрещена.
Дублирование фотоизображений без согласования с авторами — запрещено.


HTML-код — для желающих поставить ССЫЛКУ на ресурс "Славянское Язычество".

Славянское Язычество - 468x60 banner

Организуется Московская Славянская Община "Путь Велеса".
Принимаются Славяне, - мужчины и женщины, ставящие во главу
языческо-родноверческого движения прежде всего Веру.
В сети появился форум общины.


Авторы ресурса   paganism.ru :
   c 1999 г. по 2003 г.  
Ярослав Добролюбов,
   c 2003 г.   Крада Велес (Волкова Ирина).







Дружественные ресурсы:


Екатеринбургская община Сварожич Концептуальная Партия Единение Партия Воля Славянское Язычество, - сайт создан в 1999 году, - старейший и крупнейший в сети Языческий ресурс, с 2010 года сайт работает в формате Родноверческой энциклопедии на движке википедии. Официальный сайт Русской Народной Веры. Его цель - восстановление и распространение древней исконной Веры славян, отстаивание Родовых веданий, борьба с чужеродными влияниями. Освещает новости Славянского движения Руси и Европы, страницы Славянской истории, проблемы Родной Веры, расологии, политики и культуры. Орден Велес - Ведовство, Колдовство, Целительство. Московская Школа Гипноза - сайт известного гипнолога Геннадия Гончарова. Фотографии сеансов массового гипноза, конкурса Лучшие Экстрасенсы Мира, проходившего в Японии и выигранного Геннадием Гончаровым. Магазин товаров для Родноверов

Форум Родноверов