Славянское Язычество - история, культура, философия, литература, поэзия, фото-, ...
Нажми сюда, чтобы вернуться в Каталог.



Лечение подобного подобным: о врачебном искусстве бурятов

Целебные свойства некоторых животных, их органов и тканей были известны еще первобытным людям. Накопленные опыт и знания передавались из поколения в поколение. Об этом свидетельствуют археологические исследования на всех материках, где когда-либо жил человек. У бурят есть даже специальный термин — "лекарственные" животные. Издавна верили, что среди диких и домашних животных, птиц, насекомых есть такие, что обладают лечебными и магическими свойствами. Их желчь, мускус, панты, кровь, мясо применяли в приготовлении лечебных средств.

Первобытные люди были убеждены в своем изначальном родстве с растениями и животными, у каждого сообщества была своя «тотемная пара». Верили, что человек может принимать на время облик брата (или сестры) из этой пары. Соблюдался строжайший запрет на потребление в пищу плоти и крови любого члена «тотемной пары». Например, у бурят тотемами считались лебедь, бык. Но это реально существующие животные. А в списке животных ингредиентов из арсенала тибетской медицины можно встретить и мифических животных–первопредков. Это — «дракон» или «кости дракона», «птица гаруда» и т.д.

Хотелось бы не только рассказать о лечебных средствах животного происхождения, но и попытаться логически обосновать древний тройственный принцип: «орган лечат органом, ткань — тканью, форму — формой…» (трактат «Вайдурья-онбо», ч. 1). Этот метод лечения «животный магнетизм» издавна практиковался среди бурят и давал неплохой терапевтический эффект. Это естественно, поскольку ни поликлиник, ни онкологического центра, ни Москвы, куда можно было бы поехать на лечение, тогда не существовало.

У народов, живущих вдоль Байкала, есть две медицины — «ламаистская, которая пришла с буддизмом и тибетской литературой», и своя, старинная, унаследованная от отцов. Обратим внимание на такой прием лечения у бурят, когда при исцелении больного использовали органы животных, прикладывая их в свежем виде к больному месту или органу. Например, болезнь происходившая от «червя, залезшего в печень» лечилась так: шаман просил привести полуторагодовалого белого барана с черной головой, он сам его зарезал, затем теплые внутренности (содержавшие печень, кишечник) укладывал на живот больному и оборачивал его теплой шкурой убитого барана. После этого больной засыпал и на утро просыпался поправившимся, с хорошим самочувствием. Можно ли применить подобную методику для лечения рака и опухоли печени источники не раскрывают.

«Обкладывание» и «обертывание» в шкуры свежеубитых животных широко практиковали кочевники Центральной Азии, у монголов это часто заменяло горячие ванны. Об этом говорится в тибетских медицинских трактатах: «Шэлгон», «Лхантаб». В своей работе «Материалы по народной медицине Аларских бурят» Петр Павлович Баторов описывает методы лечения разного рода болезней. Горячую болезнь (тиф) по указанию шамана лечили таким методом: заболевшего обкладывали теплым мясом и потрохами специально для этого зарезанной скотины. При фурункулах к больному месту прикладывали тесто или кусок бараньего курдюка. В случае крапивницы, больного обертывали в волчью шкуру и укладывали в постель до тех пор, пока не исчезнет сыпь. При болях от побоев, ушибов прикладывали к больным местам «горячую печенку от тотчас заколотой козы». Целебные «силы внутренностей» использовали и так: из оленьих потрохов делали компресс, который был полезен при глистных заболеваниях, «козьи потроха применялись при болезнях брюшной полости» в качестве компрессов, из овечьих внутренностей делали компрессы при заболеваниях кишечника, различного рода травмах, заболеваний сухожилий и связок, ими также лечили неврозы.

В чем здесь секрет терапевтического эффекта? Да и существует ли такой секрет? На этот счет мало информации. Механизм целебного воздействия не пояснялся. А сведений об успешном использовании и сегодня народных методов терапии органов и тканей, собрано не мало.

Вот как, например, в Закаменском районе Бурятии лечили тяжелое воспаление легких. Сначала готовили подстилку из подогретого зерна (ячменя) или пареной крапивы, затем больную обертывали в шкуру только что убитого барана, предварительно положив легкие животного на грудную клетку больной. Вся процедура длилась 20-40 минут, при этом больная испытывала «дикую жару», обильно потела, чувствовала слабость и сонливость. После процедуры ее тепло одевали. Интересно, в таком случае, - какой метод использовался в лечении рака простаты.

Конечно, в этих методах не исключено и психотерапевтическое воздействие. На больной организм влияют и глубокое прогревание и воздействие всевозможных биологически активных веществ. В конечном итоге эффект лечения проявляется в мощном стимулирующем воздействии на больной организм.