Славянское Язычество - история, культура, философия, литература, поэзия, фото-, ...


Образ домового в русской литературе




Домовой из всех представителей так называемой "низшей мифологии" - самый близкий, понятный, можно даже сказать, свой персонаж. Читатель XVIII века не нуждался в объяснениях и комментариях, когда сталкивался с домовым в каком-нибудь литературном тексте, да и обращались к этому образу писатели той поры не для характеристики части народных представлений, а с сугубо поэтическими, художественными целями. С домовым был "хорошо знаком" Г.Р.Державин, приписавший характерные черты его мифическому Волхву Злогору:
В куту кикиморой незримой
Сидел он часто на печи;
Весь ужин, к вечеру хранимый,
Съедал, зубами срипучи;
А по ночам к хозяйску диву
Скакал на клячах по сту верст;
Коню ж любимому плел гриву
И как трубу волнистый хвост.

Здесь все детали полностью соответствуют народному представлению о домовом-дворовом. Печь, а особенно кут (угол дома у печи) - типичное местонахождение домового, как типично и отношение его к лошадям. Точно указано на ночное время - вору самой активной деятельности "домашней нечисти", и на способность принимать вид иного существа (например, кикиморы), и подчеркнутое сочетание в домовом заботы и вреда. Даже такой нюанс, как скрипение зубами, не выдумка поэта, а свидетельство прекрасного знания им народной мифологии.
Литература 20-30-х годов XIX столетия, в связи с общим интересом к мифологии, к быту и мировоззрению простолюдина, сохранявшего преданья старины, сразу обратила внимание на личность домового. Примерно в одно время создаются несколько произведений о домовом, причем все они не похожи друг на друга, все рассказывают о своем "духе дома".

В жанре баллады "Всем красны боярские конюшни...", так же отмечено полушутливое, полусерьезное послание Пушкина "Домовому". И еще очень много не столь известных поэтов и писателей обращались к образу домового. И сколько же тогда недошедших до нас произведений о нем?
Пушкинская баллада, написанная слогом "Сказки о рыбаке и рыбке", содержит жалобу старого конюха на домового, причем дается настолько фольклорное описание поступков невидимого хозяина конюшни, будто сделано оно со слов простого мужика:
По ночам ходят он в конюшни,
Чистит, холит коней боярских,
Заплетает гриву им в косички,
Туго хвост завязывает в узел.
Как не взлюбит он вороного,
<...>
Конь не тих, весь в мыле, жаром пышет,
С морды каплет кровавая пена.
Во всю ночь домовой на нем ездил...

Подробности рассказа конюха и эпически неторопливый, сказовый ритм стихов заставлял читателя полностью погрузиться в повествование о домовом. И вдруг - лукаво-насмешливое: "Ах ты, старый конюх, неразумный! Разгадаешь ли, старый, загадку? Полюбил красну девку младой конюх - ... и каждую ночь скачет к ней, загоняя коня, чтобы вернуться к рассвету.
Здесь явственно прослеживается характерная для большинства литературных произведений "двухуровневая" стилистика фольклорных образов в литературе: серьезное, часто точное этнографически описание соседствует с переосмыслением образа светским, "цивилизованным" человеком.
Поразительный текст Пушкина вобрал в себя народные знания о домашнем покровителе, античную традицию обращения к пенатам - хранителям домашнего очага, молитвенные интонации и раскованный, величаво-фамильярный стиль державинских посланий-приглашений, и собственную любовь к дорогим сердцу местам:

Поместья мирного незримый покровитель,
Тебя молю, мой добрый домовой,
Храни селенье, лес и дикий садик мой,
И скромную семьи моей обитель!
<...>
Останься, тайный страж, в наследственной сени,
Постигни робостью полунощного вора.
И от недружеского взора
Счастливый домик охрани!

Обращаясь к народным поверьям, литераторы прошлого столетия обычно выбирали одну из черт сложного, амбивалентного образа домового. В быличках он очень разнообразен, да и именуется в зависимости от "амплуа": домовой, дворовый, запечник, жихарь, хлевник, старичок, живущий при лошадях, и т.п. Он одновременно добр и опасен; невидим, но всегда напоминает о себе; пугает и сторожит, заботится о благополучии дома и двора, но и изводит, выживает тех, кто ему не полюбился (лошадь, корова, чужой человек и т.п.).
Авторы литературных произведений из богатого набора характеристик останавливались, как правило, на чем-то одном. Исключение составляли писатели - выходцы из крестьян. Если они затрагивали тему верований народа, то в основу их произведений ложился достоверный фактический материал, разнообразный и многозначный. Там можно "найти отражение крестьянских поверий о домовом, который бережет скотину, иногда "шалит", первый чует смерть хо-зяина, предчувствует беду в доме, зовет хозяина на новое место, не любит пьяных и т.п." 11.
Литература первой половины XIX века, затрагивающая мир народной нечисти, с одной стороны, обильно цитировала крестьянские (шире - простонародные) былички, высказывания, объяснения, с другой - противопоставляла им доводы образованных людей, часто горожан-материалистов. Романтики при этом старались оставить читателя один на один с мнением тех и других, не отдавая явного предпочтения ни крестьянским доказательствам, ни логическим умозаключениям образованных героев, не высказывая своей авторской точки зрения.

Рубеж XIX-XX столетий, с одной стороны, продолжил традицию описания народных мифологических представлений, преподнося их читателю в виде прямых цитат из фольклорных рассказов, с другой - внес много нового, переосмыслив народные образы или придав им совершенно иной смысл, наделив их художественными функциями, не присущими фольклору.
В качестве примера вкрапления в литературный текст фольклорной цитаты можно привести слова Цыганка из повести М.Горького "Детство": "Мышь - умный житель, ласковый, ее домовой очень любит! Кто мышей кормит, тому и дед-домовик мир волит".

Перечисленными интерпретациями далеко не исчерпывается идеология образа домового в русской литературной традиции. Установка либо на переосмысление образа, его расширение (например: Бальмонт, Грин), либо на этнографическое цитирование останется характерной в том числе и для прозы и поэзии XX века.




автор :  Светлана Георгиевна Мозговая






Рассылки Subscribe.Ru
Подписаться на рассылку
Союза Славянских Общин Славянской Родной Веры



       Вопросы по языческой тематике можно задать на форуме , специально созданном для общения интересующихся язычеством: "Форум Русской Народной Веры". Владелец ресурса "Славянское Язычество" не занимается благотворительностью по части советов и ответов.


       Ресурс "Славянское Язычество" периодически пополняется материалами. Все желающие могут принимать в этом участие, высылая по адресу kradaveles@mail.ru  тематические статьи и стихи собственного или стороннего авторства, а также фотоизображения языческих праздников.


Перепечатка материалов без согласования с авторами — запрещена.
Дублирование фотоизображений без согласования с авторами — запрещено.


HTML-код — для желающих поставить ССЫЛКУ на ресурс "Славянское Язычество".

Славянское Язычество - 468x60 banner

Организуется Московская Славянская Община "Путь Велеса".
Принимаются Славяне, - мужчины и женщины, ставящие во главу
языческо-родноверческого движения прежде всего Веру.
В сети появился форум общины.


Авторы ресурса   paganism.ru :
   c 1999 г. по 2003 г.  
Ярослав Добролюбов,
   c 2003 г.   Крада Велес (Волкова Ирина).







Дружественные ресурсы:


Екатеринбургская община Сварожич Концептуальная Партия Единение Партия Воля Славянское Язычество, - сайт создан в 1999 году, - старейший и крупнейший в сети Языческий ресурс, с 2010 года сайт работает в формате Родноверческой энциклопедии на движке википедии. Официальный сайт Русской Народной Веры. Его цель - восстановление и распространение древней исконной Веры славян, отстаивание Родовых веданий, борьба с чужеродными влияниями. Освещает новости Славянского движения Руси и Европы, страницы Славянской истории, проблемы Родной Веры, расологии, политики и культуры. Орден Велес - Ведовство, Колдовство, Целительство. Московская Школа Гипноза - сайт известного гипнолога Геннадия Гончарова. Фотографии сеансов массового гипноза, конкурса Лучшие Экстрасенсы Мира, проходившего в Японии и выигранного Геннадием Гончаровым. Магазин товаров для Родноверов

Форум Родноверов