Славянское Язычество - история, культура, философия, литература, поэзия, фото-, ...



О славянской обрядовой одежде



Статья 1 -  Особенности русского обрядового костюма
Статья 2 -  О выборе цвета обрядового костюма




[1].  Особенности русского обрядового костюма

В каждой местности и у каждого племени свои традиции, по всему ореолу расселения славянских племен: в постройке домов, в изготовлении оружия, национального костюма и прочее, прочее. И говорить об одной, обязательной для всех традиции, не приходится. Есть общий канон, но он говорит только об общих признаках и некоем общем начале, и все.

Можно прочитать книгу "Этимология русского костюма" - в ней полностью прослежена история костюма, даже по областям. Единственное чего там нет, так это разделения костюма по направлениям. Основных направлений четыре: повседневный, праздничный, обрядовый, боевой.

Рассматривать все виды костюма не стоит, потому что споры и поучения ведутся только вокруг обрядового. Начнем с общих требований, одинаковых как для мужского, так и для женского обрядового  костюма. Рукава должны быть длинными, полностью скрывающими руки. Должны ли быть они до земли? Здесь уже вступает в силу различие мужского и женского костюма, и о них мы скажем позже. Но обязательно должны присутствовать ластовицы - особо обратим внимание - красного, обрядового цвета. Также красной тесьмой должны быть обшиты все края, причем не просто обшиты, а в обхват краев. Основной используемый материал - белый лен, это идеальный вариант. В настоящее время найти настоящий лен большая проблема, поэтому допустима любая белая ткань. Наши далекие предки пользовались льном только потому, что это был самый распространенный материал, сейчас же различных материалов очень много, да и лен далеко дешевый. Не тушуйтесь, импровизируйте. Конечно, к жрецам это не относится - им придется постараться, но найти лен, и желательно домотканый.

Почему нужно обшивать обрядовую одежду красной тесьмой или лентой? Такова славянская традиция, в которой красный цвет всегда занимал особое место. Если вкратце, то красный цвет отпугивает всякую нечисть, которая пытается проникнуть в человека и там обосноваться. Эти представления дошли до нас от наших предков, и лучше, если этот элемент традиции будет сохранен. Все-таки, обрядовое одеяние - это особый вид одежды, и потому здесь нужно соблюдать хоть какой-то канон.

Теперь перейдем к различиям в мужской и женской обрядовой одежде. Понятно, что мужская обрядовая одежда отличается от женской хотя бы присутствием штанов, но это не главное. Главное в другом: мужская одежда в отличие от женской, раскраивается в виде равностороннего креста. Подол ниже колена, до середины голени, можно и чуть ниже. Рукава полностью скрывают руки и кисти рук, свисая чуть ниже, но не намного. На рукаве присутствует оручье, оно необходимо для того, чтобы поднять рукав и закрепить его; для обвязки используются кожаные, тесьмовые, веревочные ленты. Также на рукаве присутствует рукавное ожерелье, украшенное вышивкой, обычно родовой, но в современности ее часто заменяют растительные орнаменты. Подол тоже можно украсить вышивкой, но это будет уже вашим личным творчеством. Воротниковая часть представляет собой круглый вырез для головы с прямым срезом в низ. Косоворотки такой длинны, чтобы голова проходила, пришли к нам вместе с татаро-монголами, то есть при уже активном развитии христианства. Воротниковую часть тоже можно украсить вышивкой, она называется плечевое ожерелье.

Также на мужской обрядовой рубахе может присутствовать вышитый оберег в виде сбегающих от плеч к пояснице ступенчатых линий. Обязательным атрибутом мужского костюма является пояс. Не подвязка, а именно пояс (подвязка - это повседневный атрибут, не являющийся обрядовым). На поясе можно закрепить нож. Какой именно - это уже ваша фантазия; главное - не перочинный и не складной, а простой, в ножнах.

Штаны, которые подходят к обрядовому костюму - это, конечно же, не джинсы и не что-либо "a la punk". В качестве материала здесь вполне подойдет кожа, грубый лен или какие-либо другие комбинированные варианты, главное чтобы штаны по своему стилю и покрою соответствовали именно древней народной традиции, а не современным модным веяниям. Обрядовая обувь - это сапоги, ичиги, лапти, но никак не красовки, ботинки или кеды.

Естественно, женская обрядовая одежда отличается от мужской хотя бы своей длиной. Длина женского обрядового платья доходит до щиколоток и ниже. От бедра начинается разрез, причем с обоих сторон. Рукава по своей длине достигают земли. На уровне кисти руки делается разрез для свободного выхода руки. Ворот того же принципа, что и мужской. Вышивка на женском платье - это вопрос исключительно фантазии, ведь женщины - большие искусницы по части рукоделия. Однако, опять же, вышивка должна соответствовать славянской символической традиции, и наличие в ней каких-либо явно современных элементов недопустимо.

У женской обрядовой одежды есть еще и дополнение - понева, которая является обязательной частью женской обрядовой одежды. Понева - это поясной фартук, который подвязывался поверх платья. Ее носили только женщины и девушки, причем, на девушек их одевали как знак половозрелости, когда она готова была стать ждущей своего суженого невестой. И далее поневу уже не снимали на протяжении всей жизни. Украшение поневы зависело от родовых установок, существовавших в каждом роду или семье. Обувь - примерно такая же, как и у мужчин; с той лишь разницей, что для женщин допускалось и то, что на обряде они могли быть и босиком.

О головном уборе. Для мужчин - без вариантов: никаких головных уборов на обряде, ни за пазухой, ни в руках, а уж тем более на голове. Это просто неуважение к предкам и богам [не следует забывать, что это частное мнение отдельного жреца отдельной общины (МСЯО). Во многих других общинах к головным обрядовым уборам относятся очень даже положительно © ЯД ]. Для девушек - то же самое, исключение делается только в холодное время года. У женщин много сложнее, в некоторых племенах замужняя женщина вообще не могла появиться без головного убора. Поэтому сейчас на обрядах - пусть наши женщины сами решают, одевать им головные уборы или нет. Украшения тоже на их выбор, тем более, что они в них разбираются весьма хорошо. Мужчины могут только дарить украшения женщинам, радуя их своим вниманием.

автор : Млад
(Московская Славянская Языческая Община )





[2].  О выборе цвета обрядового костюма

Прошло то время, когда на многолюдных праздниках основатели Московской Славянской Языческой Общины одевали белые славянские рубахи. Селидор для ратоборцев в славяно-горицкой борьбе даже ввел ношение белой льняной рубахи с вышитым на груди красным крестом-громовником, знаком Перуна.

Сейчас множество общин предпочитает зеленые, черные, серые расцветки для своих рубах, что это? Отход от традиции, или самовыражение в ней? Что для человека на уровне физиологии значат цвета?

Ребенок после года познает гамму цветов, начинает определять, связывать предмет и цвет предмета. А те люди, которые вдруг лишились физического зрения, но успели познать разнообразие цветов, связывают иногда запахи и звуки с определенными цветами. Что это? Кожное зрение? Внутреннее зрение? Попробуем разобраться.

Сибирские шаманы относились к гамме цветов как к инструменту воздействия на психику человека. Известный цветовой тест Люшера раскрывает значения цветов для человека. Длина световой волны, воспринимаемая нами как конкретный цвет, имеет свою частоту. Частота, заданная величиной колебания, через колбочки сетчатки глаза воспринимается в коре головного мозга. Ветвь зрительного нерва ведет прямо к среднему мозгу и к гипофизу, оказывает влияние на гормональную регуляцию и резонирует (или не резонирует) с частотной характеристикой импульсов, которые генерирует сам мозг (точнее, лимбическая система). Если частоты совпадают - нам нравится этот цвет; если нет, то цвет мы отвергаем. Так - схематически и в двух словах - можно описать сложный механизм взаимоотношения физиологии нервной системы и цвета.

Почему в русской традиции отдается предпочтение одежде из белого льна? Вроде бы, белый цвет нейтральный. Однако, по славянским народным представлениям, белый цвет - абсолютная свобода от всех препятствий, свобода для всех возможностей. Белый - также - разрешение проблем, новое начало. Черный же цвет, как антагонист белого, выражает идею "ничто", ничто как абсолютный отказ, как смерть или как "нет" в боевом протесте (как концентрическое сгущение агрессивного упорства). Характерно, что знамена анархических и нигилистических союзов были черными.

Проблема влияния цвета в современной науке до сих пор не исчерпана. Известно, человек узнает цвет не только глазами, но и кожей. Поэтому цвет вашей одежды оказывает на вас влияние постоянно, даже если вы на себе ее не рассматриваете. Оказывается, нервное волокно является точным аналогом известных современным технологом световодов. В.П.Казначеев исследовал особенности прохождения лазерного луча в тканях организма человека и подтвердил обоснованность древних представлений, опубликованных семьей Рерих в начале 20 века о светоносности человека. Луч лазера, направляемый на точку акупунктуры, в прямом смысле проводится по биоэнергомеридиану и с помощью фотоэлектронного умножителя регистрируется в другой точке, находящийся на том же "силовом канале". Получается, что деревенские бабули с тремя классами церковно-приходской школы знали практическую сторону работы с цветом, и порой более углубленно. Известно также, что на воспаленный участок или рожистое воспаление надо накладывать красный шерстяной платок; а если у человека часто случались истерики, то иногда глаза завязывали зеленой тряпкой и сажали на некоторое время в стог свежескошенного сена. В современной науке известна методика А.Н.Леонтьева, результаты работ Д.Блохинцева и чешских исследователей по проблеме кожного зрения.

Разумеется, повседневная одежда, которую носили наши предки, была самых разнообразных цветов и оттенков, но что касается обрядовой - она была белого цвета, что помогало восприятию тайнодействия, происходящего на обрядах. Вышитый на рубахе красный (или реже - синий) орнамент, имеющий сакральные ключи ипостасей всесоздателя Рода, помогал слиться с Явью, отворенной на тайнодействии.

В "учении Живой Этики", вынесенным супругами Рерих из недр эзотерических орденов, содержится множество указаний на прямую связь между наблюдаемыми экстрасенсами расцветками ауральной энергооболочки человека и определенными психическими состояниями. Пурпур - торжественность, изумруд - мужество, рубин стойкость, сапфир - покой. Таковы метафоры "Агни Йоги", утверждающие единство цвета и души, световых энергий и психических процессов.

Красная же или, например, зеленая рубаха - как бы искажают цвет ауры, исходящий от человека, поэтому бывает трудно определить, имеет тот человек в синей рубахе духовную готовность к обряду или же помыслы его в смятении.

Круг, образуемый для требы - это единый помысел, обращенный к всесоздателю Роду или его множеству ипостасей - богов. При очищении места обряда порой очень отчетливо видны отпечатки ауры на белой одежде, и бывает, что приходится поработать индивидуально с тем, кто на данный момент не может избавится от суеты и разброда в мыслях и душе.

Однако для многих, кто приходит на обряд, немаловажно воплотить в нем и свое самовыражение. Мы все самовыражаемся каждый день. Как мы одеваемся каждый день - тоже наше самовыражение. Здесь можно привести некоторые данные о связи одежды и психического состояния того, кто ее носит.

При всяком притязании человека на абсолютное лидерство изменяется его чувство собственного достоинства, его самолюбие. Все, от мельчайших деталей одежды до выбора автомобиля, диктуется, прежде всего, идеей - "посмотри на мой автомобиль (и т.п.), чтобы ты понял, кто я такой". Если предметы одежды, украшения, автомобиль, обстановка дома и прочее служат всего престижными сигналами для самоутверждения, то это означает, что разумное и трезвое отношение к реальности таким человеком утеряно.

Р.Линон определил обязанности и права, которыми обладает человек в обществе, как и его статус. Пастух, например, имеет свой собственный статус, точно так же как и федеральный канцлер или президент. В соответствии с этим символы статуса меняют свое значение. Символы статуса являются знаками обязанностей и прав для ранга внутри общества. Каждый оценивает свой статус с позиции нужности, и порой пастух с большей гордостью носит свою папаху, чем император свою корону. Линкольн сказал: "люди счастливы примерно настолько, насколько они предполагают". Важно, что у человека должно быть сформировано здоровое отношение к жизни, чтобы через ощущения нужности человек понимал, что ему воздастся по делам его. Важно также и то, соразмерен ли его жизненный статус с его запросами.

Если серьезно говорить о социологическом определении понятия "статус", то ни автомобиль Роллс-Ройс, ни значок масонского клуба не являются истинными символами статуса. В отличие, например, от формы полицейского или значка дипломата. В первом случае - все это лишь сигналы ролей, так как они крайне мало говорят о правах и обязанностях, но говорят очень многое об иллюзорном самосознании этих людей.

В национальных костюмах сохранены и хорошо просматриваются все моменты характеристики личности, которые имели место у хозяина костюма. Однако, некторые почему-то это не учитывают и считают - чем пестрее костюм, тем лучше. Конечно, каждый в своем повседневном костюме самовыражается. Но здесь для нас главное, чтобы не было чрезмерного стремления вносить дополнительные детали в стиль и орнамент одежды, а потом пытаться выдумывать и соразмеряться со своим, иногда надуманным, статусом.

Так, например, выбор одежды зеленого тона характеризует, что произошла чрезмерная самопереоценка, в желтых тонах - свобода, и тоже чрезмерная. Красный же цвет говорит об уверенности в себе, но иногда о наглости. Голубой цвет говорит о достигнутом удовлетворении или стремлении не выделяться. Серые цвета предпочитают те, кому присуща повышенная чувствительность или грубость (для такого человека важно достигнуть гармоничного постоянного состояния без напряжения и возбуждения, дающего удовлетворение и исполнение желаний).

Ваше право - самовыражатся в традиции. Ведь на то она нам и дана, традиция, чтобы изучать, чтить и проявляться в ней. Однако помните, когда приходите к богам - излишества ни к чему.



автор : Родослав
(Московская Славянская Языческая Община )






Рассылки Subscribe.Ru
Подписаться на рассылку
Союза Славянских Общин Славянской Родной Веры



       Вопросы по языческой тематике можно задать на форуме , специально созданном для общения интересующихся язычеством: "Форум Русской Народной Веры". Владелец ресурса "Славянское Язычество" не занимается благотворительностью по части советов и ответов.


       Ресурс "Славянское Язычество" периодически пополняется материалами. Все желающие могут принимать в этом участие, высылая по адресу kradaveles@mail.ru  тематические статьи и стихи собственного или стороннего авторства, а также фотоизображения языческих праздников.


Перепечатка материалов без согласования с авторами — запрещена.
Дублирование фотоизображений без согласования с авторами — запрещено.


HTML-код — для желающих поставить ССЫЛКУ на ресурс "Славянское Язычество".

Славянское Язычество - 468x60 banner

Организуется Московская Славянская Община "Путь Велеса".
Принимаются Славяне, - мужчины и женщины, ставящие во главу
языческо-родноверческого движения прежде всего Веру.
В сети появился форум общины.


Авторы ресурса   paganism.ru :
   c 1999 г. по 2003 г.  
Ярослав Добролюбов,
   c 2003 г.   Крада Велес (Волкова Ирина).







Дружественные ресурсы:


Екатеринбургская община Сварожич Концептуальная Партия Единение Партия Воля Славянское Язычество, - сайт создан в 1999 году, - старейший и крупнейший в сети Языческий ресурс, с 2010 года сайт работает в формате Родноверческой энциклопедии на движке википедии. Официальный сайт Русской Народной Веры. Его цель - восстановление и распространение древней исконной Веры славян, отстаивание Родовых веданий, борьба с чужеродными влияниями. Освещает новости Славянского движения Руси и Европы, страницы Славянской истории, проблемы Родной Веры, расологии, политики и культуры. Орден Велес - Ведовство, Колдовство, Целительство. Московская Школа Гипноза - сайт известного гипнолога Геннадия Гончарова. Фотографии сеансов массового гипноза, конкурса Лучшие Экстрасенсы Мира, проходившего в Японии и выигранного Геннадием Гончаровым. Магазин товаров для Родноверов

Форум Родноверов