Славянское Язычество - история, культура, философия, литература, поэзия, фото-, ...



О естественном делении общества на касты




Тот факт, что люди не одинаковы, является очевидным для всех здравомыслящих граждан. Столь же очевидной является и некорректность утверждений о тотальном превосходстве одного типа над другим. В самом деле, молоко не "лучше" творога вообще, хотя "лучше" его в "жидкости", как он ее - в "твердости"; эта очевидная разница их свойств обуславливает и различные способы их использования. (С такой философией можно легко докатиться до утверждения, что потрошитель и растлитель детей не хуже, чем врач или целитель, а наркоман не хуже учёного и человека-мыслителя. Люди разные. Но категории добра и зла ещё никто не отменял. Мало того, понятия добра и зла меняются со временем и различны в разных странах. В средние века в Европе было "добром" сжечь ведьму (жрицу языческой веры). В современном же Китае можно получить тюремный срок за распространение Библии. То есть, автор статьи "витает в облаках" относительно представлении о равенстве различных слоёв общества, а также относительно "лучшести" или "хужести" того или иного типа людей в том или ином веке, в том или ином обществе, в той или иной стране. Такие обобщения, какие делает он, - о равенстве всех типов людей и отсутствии "тотального" превосходства одного типа над другими, - в любом случае, делать нельзя. © [[Ярина Волхова]] ([[Волкова Ирина Олеговна]]))

Делить людей на различные типы, в принципе, можно бессчетным количеством способов, опираясь на самые различные их свойства. Если делить их, например, по половому признаку, то они являются либо мужчинами, либо женщинами (либо гермафродитами). Если делить их по степени творческой активности, то можно выделить творцов, хранителей  и потребителей  (как частный случай - "разрушителей"). (Здесь в рассуждениях логическая ошибка. Творческая активность является высокой, средней, низкой, нулевой, но этот параметр не связан с хранением и потреблением. Желание что-то хранить или желание что-то потреблять, это два других параметра, не связанных с первым. В частности, человек с низкой творческой активностью не обязательно является хранителем чужих творческих разработок или потребителем творческих произведений. Например, не способный рисовать картины может ни разу в жизни не посетить художественную выставку. Так обычно и бывает. С чего автор статьи решил, что не творческие люди обязательно хранители-коллекционеры или потребители художественной продукции? © [[Ярина Волхова]] ([[Волкова Ирина Олеговна]])) Если учитывать общий склад души, то можно выделить людей божественной  природы (санскритское "дивья бхава"), героической  ("вира бхава") и животной  ("пашу бхава"), и т.п. (Автор может излагать какие-либо позиции Восточной философии, но это не означает, что автор верно применяет эти позиции к славянскому обществу. Собственные рассуждения автора о славянах на основе Индийской Ведической Традиции могут быть не верны. © [[Ярина Волхова]] ([[Волкова Ирина Олеговна]]))

Индийская Ведическая Традиция делила людей на четыре основные варны :

- варну  жрецов (брахманы );
- варну  воинов и правителей (кшатрии );
- варну  ремесленников и торговцев (вайшьи );
- варну "зависимых" (шудры ).

(Здесь видна ещё одна логическая ошибка автора, совершённая им в первых строках статьи, где он утверждает: "Столь же очевидной является и некорректность утверждений о тотальном превосходстве одного типа над другим". Как видим, список каст ранжирован, одни ниже, другие выше, соразмерно их власти в обществе. Одна из каст именуется как "зависимые". © [[Ярина Волхова]] ([[Волкова Ирина Олеговна]]))

Первоначально принадлежность к той или иной варне  определялась не рождением, а личными свойствами человека, (Ничем не подтверждённое утверждение. До наших дней дошла русская пословица "Из грязи - в Князи", поэтому о какой-либо кастовости у русских и славян в том смысле, как это существует в Индии, ни в древности, ни в современном обществе, тем более, говорить нельзя. В истории русского народа огромное число примеров того, как простые люди поднимались и входили в различные слои общества, от учёных (Михайло Ломоносов), до государственных правителей (соратник Петра I Меньшиков). © [[Ярина Волхова]] ([[Волкова Ирина Олеговна]])) однако постепенно она стала родовой, что во многом было оправдано схожестью характера ребенка (как правило) с характером его родителей и родственников вообще (по принципу "яблоко от яблони недалеко падает"). (Из этой пословицы никак не следует кастовость русских. Можно говорить о различных социальных слоях русского общества в том или ином веке, но нельзя говорить о кастовости. Русские всегда могли переходить в силу личных качеств из одного социального слоя в другой. Кастовость же запрещает такие переходы и даже запрещает браки между представителями разных каст. У русских были и есть разные социальные слои, но кастовости никогда не было. Это выдумка автора, связанная с его неверным переносом Восточной философии на русское общество. © [[Ярина Волхова]] ([[Волкова Ирина Олеговна]])) С другой стороны, жесткая система социального устройства ограничивала возможности людей, чья воля была не слишком сильна, в выборе самостоятельного жизненного пути.

Традиция древних славян также признавала естественное деление общества на группы, именуемые вервями  (подобно вервям родов ). Обычно выделялись три основные верви:

- вервь  воинов и правителей;
- вервь  жрецов (волхвов);
- вервь  производителей (земледельцев, ремесленников, торговцев).

(Здесь следует задать автору вопрос, - кем выделялись, когда выделялись, что значит "обычно"? На мой взгляд, это всего лишь личная попытка автора как-то разделить русское общество. И попытка эта ошибочна. В частности, он объединил воинов и правителей. Это как если бы объединить солдата в казарме и депутата Госдумы. Воин, - это одно состояние души и один жизненный путь, - правитель, - это другое состояние души и другой жизненный путь. Только если душа человека объединяет эти свойства, воин станет правителем. Объединение торговцев и земледельцев в одну категорию также не выдерживает никакой критики. © [[Ярина Волхова]] ([[Волкова Ирина Олеговна]]))

Асоциальные элементы не выделялись древними славянами в качестве самостоятельной верви, хотя существование их не вызывает сомнений. Таковыми могли быть как те, кто, в определенном смысле, "перерос" общество, состоящее из "средних людей" (например, волхвы-отшельники), так и те, кто "не дорос" до него или по каким-либо причинам стал изгоем, от которого отрекся его род (например, разбойники). (Странное представление автора о разбойниках. Род не всегда отрекается от разбойников. И былинные богатыри не брезговали разбоем, - по отношению к ворогам Руси. © [[Ярина Волхова]] ([[Волкова Ирина Олеговна]])) Аналогичным было социальное деление и скифского общества, описанного древними античными историками, в котором на первом месте также стояла каста воинов. Древним славянам, в отличие от индусов, часто приходилось воевать с соседними народами, что и привело к главенству в их среде верви  воинов. (Именно потому, что русские часто воевали, в случае очередных военных действий правители бросали клич и набирали "ополчение", из-за чего простые земледельцы становились на время войны воинами, а после войны получали награды, в том числе, землями, и возвращались к прежнему труду. Потому говорить о какой-то отдельной "верви" или "касты" военных сложно. У русских всегда воевали все, кто мог оружие в руках держать, весь народ мужского пола. После военных действий возвращались к прежним занятиям. Именно по этой причине, что всё хозяйство оставалось в такие периоды на женщинах, русская женщина всегда имела больше прав и свобод в русском обществе, нежели имели женщины других народов. Утверждение автора о кастовости скифского общества также спорное. Есть деление общества на слои. Есть преимущества одного слоя над другими. Но кастовость - это совсем другое. © [[Ярина Волхова]] ([[Волкова Ирина Олеговна]]))

Сакральная Традиция славян знает и другую, более древнюю, систему деления общества, относящуюся ко времени, предшествующему разделению единой индоевропейской общности на различные этносы. Она, как и древнеиндийская, состояла из четырех вервей :

- белой, символически связанной со стихией Воздуха (жрецы, волхвы);
- красной, связанной со стихией Огня (правители, воины);
- желтой, связанной со стихией Воды (ремесленники, торговцы);
- черной, связанной со стихией Земли (скотоводы, земледельцы).

Четыре верви символически соотносились с четырьмя символическими положениями Солнца в году и, соответственно, с четырьмя временами года. Зимнее Солнце символически считалось Черным (или Навьим), Весеннее - Желтым, Летнее - Красным, а Осеннее - Белым.

(Вот это всё - уже личные выдумки и фантазии автора, забывшего про существование, как минимум, ещё трёх цветов радуги. © [[Ярина Волхова]] ([[Волкова Ирина Олеговна]]))

Однако, не все роды древних славян придерживались такого деления. Так, например, у тех, кто вел преимущественно кочевой образ жизни, практически не было развито земледелие, а во главе стоял не жрец, а вождь из верви  воинов, и т.п. К тому же жестких кастовых рамок (подобных тем, которые знала средневековая Индия) к тому времени еще не сложилось. (Совершенно не правомерно переносить кастовость Индии на какие-либо века Руси и русский народ. Кастовость Индии во многом обусловлена присутствием в Индии совершенно различных рас - от арийских племён до негроидных дравидских племён, исконно заселявших территорию Индии до прихода туда ариев. Кастовость Индии сохраняет различные народы Индии от растворения и смешивания друг с другом, служит сохранению самобытной культуры и языка каждого отдельного народа Индии, а также закрепляет правящее или подчинённое положение тех или иных народов по отношению к другим. В частности, брахманы Индии преимущественно имеют арийскую гаплогруппу R1a. Переносить кастовое деление Индийского общества на однородное в расовом отношении русское общество, - это бред. © [[Ярина Волхова]] ([[Волкова Ирина Олеговна]])) Каждый член рода был в той или иной степени одновременно и жрецом, и воином, и ремесленником, и скотоводом. Разделение социальных функций не было столь узкоспециальным - люди тогда еще не знали такой жесткой специализации, которая является отличительной чертой нашего времени, и поэтому не зависели друг от друга в бытовых мелочах (на что обречен практически любой современный человек). (Очевидно, автор - горожанин, поскольку это его утверждение если и можно применить к современным русским людям, то только к живущим в городах. © [[Ярина Волхова]] ([[Волкова Ирина Олеговна]]))

Принадлежность древнего славянина к той или иной верви  определялась в то время не столько его внешней  специализацией (которая была еще не так уж и ярко выражена), сколько внутренней  склонностью его души. Конечно, участвовать в религиозной жизни рода, воевать и обеспечивать себя всем необходимым для жизни мог в той или иной степени каждый, но чтобы стать, например, поистине великим  воином или вдохновенным  жрецом - требовался как особый "божий дар", так и особая  подготовка и особые  знания. Именно это и послужило причиной образования различных вервей  внутри общества, разделявших людей в силу их естественных различий. (Можно говорить о личных различиях русских людей. Но нельзя говорить о кастовости русских людей. И нельзя делать подмену понятий - социальный слой, профессиональный слой понятиями касты и верви. Автор умышленно вводит читателя в заблуждение относительно древнего устройства русского общества. Потомственность всегда была и есть у русских. Но автор верви вводит как касты, а это введение читателя в заблуждение. © [[Ярина Волхова]] ([[Волкова Ирина Олеговна]]))

Современное общество, формально являясь единым, фактически несет в себе ту же кастовую систему, которая была известна нашим Предкам тысячелетия назад. (Это вымысел автора. У наших предков не было кастовой системы. © [[Ярина Волхова]] ([[Волкова Ирина Олеговна]])) Только жесткая специализация людей в современном обществе, уподобляющая их уже не клеткам  в едином организме, а различным деталям  в едином механизме, делает все более затруднительным взаимопонимание между представителями различных "каст" общества. Такова подмена, произошедшая в современном обществе, во многом "пародирующем" общество традиционное: вдохновенные жрецы заменены узколобыми религиозными фанатиками, благородные воины - тупыми солдатами, искусные ремесленники и торговцы - бездарями и спекулянтами, земледельцы и скотоводы - отупевшими от беспробудной пьянки двуногими, мало чем отличающимися от скотов. (Это просто негатив автора по отношению к различным слоям современного общества. Солдаты у него тупые, а все остальные - скот двуногий. Я замечу, что Велеслав не служил в армии, как-то этого избежал. © [[Ярина Волхова]] ([[Волкова Ирина Олеговна]]))

Традиционное общество всегда иерархично. Подлинная свобода  подразумевает не свободу кухарки управлять государством, а свободу кухарки быть кухаркой, а правителя - правителем. Когда же кухарка начинает управлять государством, первым делом она отправляет на плаху подлинного правителя, а затем... разваливает государство (чему масса примеров в истории: посредственность, получившая свободу, не может мириться с тем, что кто-то в чем-то превосходит ее ). Так погибает Традиционное государство и начинается "демократия" (в смысле "охлократии"). (Опять же, данный пример не является обоснованием наличия кастовости русского общества до революции 1917 года и необходимости кастовости русского общества в наше время. В революцию разрушали, уничтожали не касты, а социальные слои. Кухарка не может управлять государством. Но она имеет право поступить в Высшее Учебное Заведение, - в ВУЗ, - а после этого работать уже не кухаркой, а работать, например, в тех или иных правительственных структурах. Многие студенты с этого начинают. Получают высшее образование, одновременно подрабатывая на жизнь в кафе или иных заведениях общепита. А это не кастовость. Если в обществе кастовость, ты из касты в касту не перейдёшь, не перепрыгнешь. А из одного социального слоя в другой перейти при желании возможно. В революцию 1917 года разрушали государственное устройство общества, но оно не было кастовым. © [[Ярина Волхова]] ([[Волкова Ирина Олеговна]]))

Иерархичность присуща всему живому; высшее всегда опирается на низшее, управляя им и помогая совершенствоваться. Высшее всегда оказывает внутреннюю  помощь низшему, опираясь на его внешнюю  помощь (служение). (Крайне спорное утверждение, из которого следует, что современный банкир своим существованием помогает совершенствоваться нашим нищим старикам - пенсионерам. © [[Ярина Волхова]] ([[Волкова Ирина Олеговна]])) Пастух оберегает стадо, которое кормит пастуха. Возможно, кому-то такое положение дел покажется жестоким, однако оно закономерно, а значит, и справедливо в высшем смысле этого слова.(Это ни в каком смысле не является верным, особенно в обществе, где можно гастарбайтерам платить в два раза меньше, чем коренным жителям России, из-за чего коренные жители России становятся не нужны пресловутым пастухам. Мало того, фраза автора "Пастух оберегает стадо, которое кормит пастуха... и справедливо в высшем смысле этого слова" полностью оправдывает паразитизм одного социального слоя за счёт остальных. Справедливость же в высшем смысле этого слова может быть только в том случае, когда паразитизм какого-то слоя компенсирован пользой от этого слоя. Если правитель управляет на пользу страны, рода и народа, получение им избыточных благ от других слоёв оправдано. Когда же он продаёт страну, род и народ, а ещё хуже, уничтожает их, его благоденствие не может быть справедливым ни в каком смысле этого слова, ни в высшем, ни в низшем. © [[Ярина Волхова]] ([[Волкова Ирина Олеговна]]))

Рассматривая общество как организм, можно сказать, что жрецы - это голова  традиционного общества; правители и воины - шея, грудь и руки ; ремесленники и торговцы - живот, а скотоводы и земледельцы - крепкие ноги. Несмотря на достаточную условность этой схемы, ее вполне можно назвать универсальной. (Велеслав самоназвался волхвом славянским. А здесь он пытается самоназваться "головой" традиционного общества. Религиозная власть в русском обществе в те или иные времена была сильной, но Слава Богам! - всё же власть в русском обществе во все времена была преимущественно светской. Ни жрец, ни поп во главе Руси не стоял. Князь - не жреческий сан. © [[Ярина Волхова]] ([[Волкова Ирина Олеговна]]))

Славянская языческая традиция учит, что каждый человек должен найти свой  жизненный путь и следовать ему, не завидуя и не презирая других. (Здорово! А как же заявление автора несколькими абзацами выше, что все вокруг - двуногие скоты, солдаты тупые, торговцы - спекулянты и так далее? Получается, что автор учит читателя поступать так, как сам не поступает. © [[Ярина Волхова]] ([[Волкова Ирина Олеговна]])) Воистину, лучше плохо выполнять свое  предназначение, чем хорошо - чужое, ибо что проку человеку в том, что он всю жизнь стремиться стать кем-то, если он так и не сумел стать самим собой? (Это утверждение относится к тому, что следует верно выбирать свою профессию, чтобы на протяжении активного периода своей жизни заниматься любимым делом. Но это никак не обосновывает наличие каст или какую-то необходимость их введения в русском обществе. © [[Ярина Волхова]] ([[Волкова Ирина Олеговна]]))




автор:  Велеслав
(Община "Родолюбие")

сканирование & подготовка/правка материала :
Лютобор & Ярослав Добролюбов (соответственно)


комментарии: [[Ярина Волхова]] ([[Волкова Ирина Олеговна]]))






Рассылки Subscribe.Ru
Подписаться на рассылку
Союза Славянских Общин Славянской Родной Веры



       Вопросы по языческой тематике можно задать на форуме , специально созданном для общения интересующихся язычеством: "Форум Русской Народной Веры". Владелец ресурса "Славянское Язычество" не занимается благотворительностью по части советов и ответов.


       Ресурс "Славянское Язычество" периодически пополняется материалами. Все желающие могут принимать в этом участие, высылая по адресу kradaveles@mail.ru  тематические статьи и стихи собственного или стороннего авторства, а также фотоизображения языческих праздников.


Перепечатка материалов без согласования с авторами — запрещена.
Дублирование фотоизображений без согласования с авторами — запрещено.


HTML-код — для желающих поставить ССЫЛКУ на ресурс "Славянское Язычество".

Славянское Язычество - 468x60 banner

Организуется Московская Славянская Община "Путь Велеса".
Принимаются Славяне, - мужчины и женщины, ставящие во главу
языческо-родноверческого движения прежде всего Веру.
В сети появился форум общины.


Авторы ресурса   paganism.ru :
   c 1999 г. по 2003 г.  
Ярослав Добролюбов,
   c 2003 г.   Крада Велес (Волкова Ирина).







Дружественные ресурсы:


Екатеринбургская община Сварожич Концептуальная Партия Единение Партия Воля Славянское Язычество, - сайт создан в 1999 году, - старейший и крупнейший в сети Языческий ресурс, с 2010 года сайт работает в формате Родноверческой энциклопедии на движке википедии. Официальный сайт Русской Народной Веры. Его цель - восстановление и распространение древней исконной Веры славян, отстаивание Родовых веданий, борьба с чужеродными влияниями. Освещает новости Славянского движения Руси и Европы, страницы Славянской истории, проблемы Родной Веры, расологии, политики и культуры. Орден Велес - Ведовство, Колдовство, Целительство. Московская Школа Гипноза - сайт известного гипнолога Геннадия Гончарова. Фотографии сеансов массового гипноза, конкурса Лучшие Экстрасенсы Мира, проходившего в Японии и выигранного Геннадием Гончаровым. Магазин товаров для Родноверов

Форум Родноверов